В марте-июне 1970 года на Эмбенском полигоне успешно прошли заводские испытания ЗРК «Оса», а с июля 1970 по февраль 1971 года — совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1971 года (одновременно ЗРК "Оса-М" поступил на вооружение кораблей ВМФ). Тогда же, в 1971 году на БАЗе началось серийное производства специальных колесных шасси «5937». А серийное производство боевой машины велось на Ижевском электромеханическом заводе. В дальнейшем выпускались модернизированные ЗРК «Оса-АК» (с 1975 года) и «Оса-АКМ» (с 1980 года), но все они производились на шасси Брянского автомобильного завода.
Специальные колесные шасси «5937» (Ведущий конструктор В.В.Лазарев), «5938» и «5939». Являвшиеся развитием идей, заложенных в шасси-прототипе «937», представляли собой корпусные плавающие шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Шасси имели водонепроницаемый стальной корпус полузакрытого типа, в передней части которого располагалось отделение управления, в средней – отсек для размещения специального оборудования, а в кормовой – моторно-трансмиссионное отделение. Дополнительную прочность корпусу придавали встроенная рама, силовые элементы крыши, стойки, усилители и ребра жесткости. Движение на плаву обеспечивалось двумя водометными движителями.
Автомобили первых серий выпуска нетрудно отличить по форме носовой части корпуса, имевшей несколько более тупую форму - фото1, фото2. Кроме того, эти машины не имели боковых окошек в кабине экипажа, что существенно ограничивало обзорность водителю и в ряде случаев приводило к дорожно-транспортным происшествиям.
Практически равномерное расположение осей по базе было связано с необходимостью равномерного распределения нагрузок на колеса, а также с желанием повысить показатели геометрической проходимости шасси. С целью уменьшения радиусов поворота шасси колеса крайних осей были выполнены поворотными. Кроме того, такая схема снизила сопротивление при движении по криволинейной траектории.
В качестве силового агрегата был применен шестицилиндровый дизельный двигатель Барнаульского завода транспортного машиностроения 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., являвшийся модификацией двигателя УТД20, применяемого на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. Система охлаждения была применена жидкостная, при этом радиатор по компоновочным соображениям был установлен над двигателем почти горизонтально. Пуск двигателя был дублированным – осуществлялся с помощью электростартера или воздухом от баллона высокого давления.
Трансмиссия была выполнена механической с бортовой схемой раздачи мощности – крутящий момент от механической коробки передач посредством раздаточной коробки, оснащенной встроенным дифференциалом, передавался на колеса правого и левого бортов.
Подвеска колес независимая, торсионная, на поперечных рычагах, что позволяло значительно повысить плавность хода шасси, а также увеличить среднюю скорость движения по бездорожью и местности. Колеса были оснащены системой регулирования давления воздуха. Тормоза – колодочные, герметизированные с пневмогидравлическим приводом. Рулевое управление – червячного типа с гидроусилителем, управление на плаву обеспечивалось заслонками водометов и колесами.
Грузоподъемность шасси составляла 7,5 тонн. При этом максимальная скорость движения по дорогам и на плаву составляла до 70 и 8 км/ч соответственно.
Шасси оснащались фильтровентиляционной установкой общеобменного типа, отопительно-вентиляционной установкой ОВ65Г, системой водоотлива, танковым переговорным устройством Р124, УКВ радиостанцией Р123, автоматической системой противопожарного оборудования «Роса», средствами радиационной разведки и спецобработки, прибором наблюдения ТНПО170А для вождения на плаву, приборами ночного видения. Также на шасси «5937» монтировалась автономная система электроснабжения на базе газотурбинного агрегата.
Один из экземпляров специального колесного шасси «5937» находится в экспозиции музея РВАИ. |