ЗАО "Брянский автомобильный завод" (ЗАО "БАЗ")

ЗИЛ-137-137Б

    В 1970 году на БАЗе началось освоение в производстве автопоезда повышенной проходимости колесной формулы 10х10, состоящего из седельного тягача ЗИЛ-137 и активного полуприцепа ЗИЛ-137Б с гидрообъемным приводом колес полуприцепа. Данная конструкция была разработана в СКБ ЗИЛ на базе седельного тягача ЗИЛ-131В.
    На ЗИЛ-137 устанавливался гидронасос с приводом от двигателя тягача. Привод осуществлялся от специальной коробки отбора мощности, которая крепилась на раздаточной коробке. На полуприцепе ЗИЛ-137Б был смонтирован гидромотор, который через понижающий редуктор и карданные валы приводит в действие ведущие мосты прицепа (такие же, как и на тягаче). Гидронасос и гидромотор были связаны между собой двумя гибкими шлангами высокого давления (номинальное давление в системе 100 кгс/см2), из которых один служил нагнетающей магистралью, а другой – отсасывающей (рабочая жидкость - масло Р). Гидропривод автоматически включался в работу только при движении на 1-ой или 2-ой передаче, а также при пониженной передаче в раздаточной коробке и при движении задним ходом.
    Все колеса автопоезда имели шины с регулируемым на ходу внутренним давлением. Рабочие тормоза на всех колесах - с пневматическим приводом. Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство составляла 3,75 тонн, а грузоподъемность автопоезда – 7,2 тонны. Двигатель устанавливался карбюраторный ЗИЛ-137 мощностью 150 л.с.

    В ходе производства автопоезда на заводе создавались и отрабатывались новые технологии производства, такие как «светлая пайка» (а первые клапанные коробки управления гидроприводом приходилось паять серебряным припоем), «светлый отжиг» (для очистки трубопроводом гидросистемы от отложений). Стоит отметить, что при производстве гидросистем особенно важна чистота ее изготовления, что достигалось изготовлением и сборкой гидроузлов в особых помещениях в комнатах с непылящимся полом, а кроме того, на машину разрешалось подниматься только в специальных тапочках
    Детали гидросистем подвергались особому контролю, использовались специальные стендовые установки для промывки гидросистемы в сборе, для контроля стабильности техпроцессов проводились ежеквартальные (!) периодические контрольные испытания. Сложностью техпроцесса и объясняется малый объем выпуска активных автопоездов ЗИЛ-137-137Б - до 30 единиц в месяц, а всего было выпущено 1972 экземпляра. Выпуск автопоезда ЗИЛ-137-137Б был прекращен в 1978 году.

    Активный автопоезд ЗИЛ-137-137Б предназначался для монтажа следующих изделий:
    9Т222 – транспортная машина тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка»,
    9Т226 – транспортная машина ЗРК 2К11 «Круг»,
    9Т227 – транспортная машина ЗРК 2К12 «Куб»,
    АХБ-2,5 (К-137Б2) – автомобильный хлебопекарный блок.
    Кроме того, велись работы по созданию опытных экземпляров автомобилей понтонного парка ППС-2.

    В заключение упомянем тот факт, что на конверсионном шасси ЗИЛ-137-137Б Черниговским заводом спецавтотранспорта (ЧЗСА) был построен лесопожарный автомобиль АЦЛ-20(137)-ПК-1, емкость цистерны которого составляла 6300 л воды.



    Модель.


К другим автомобилям марки "БАЗ"("БЗКТ")               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 апреля 2009 года          
Последняя редакция - 17 апреля 2009 года