В 1970 году на БАЗе началось освоение в производстве автопоезда повышенной проходимости колесной формулы 10х10, разработанного на ЗИЛе и состоящего из седельного тягача ЗИЛ-137Т и активных полуприцепов ЗИЛ-137А и ЗИЛ-137Б с гидрообъемным приводом колес. При этом как производство полуприцепов, так и выпуск тягачей (на основе поставлявшихся Московским автозаводом шасси ЗИЛ-131В2) были налажены непосредственно в Брянске.
Большая часть выпуска пришлась на полуприцепы ЗИЛ-137Б с увеличенной колесной базой (здесь колесная база полуприцепа - расстояние между осью сцепного шкворня полуприцепа и центровой линией ближайших к сцепному шкворню колес полуприцепа), применявшиеся для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов тех лет и установки на них кузовов-фургонов со специализированным оборудованием.
Ведущие мосты полуприцепов (такие же, как и на тягаче) приводились в действие автоматически только при движении на первой или второй передачах, а также на пониженной передаче раздаточной коробки или при движении задним ходом. В этом случае срабатывала система, которая с помощью пневмопривода включала и отключала гидропередачу, срабатывая в зависимости от положения рычагов управления трансмиссией автомобиля.
На полуприцепах был смонтирован гидромотор, который через понижающий редуктор и карданные валы приводил в действие ведущие мосты прицепа. Гидронасос, установленный на тягаче, и гидромотор были связаны между собой двумя гибкими шлангами высокого давления, из которых один служил напорной магистралью, а другой – сливной (рабочая жидкость - масло Р).
Все колеса автопоезда имели шины с регулируемым на ходу внутренним давлением. Рабочие тормоза на всех колесах имели пневматический приводом. Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство составляла 3,75 тонн, а грузоподъемность автопоезда – 7,2 тонны.
В ходе производства автопоезда на заводе создавались и отрабатывались новые технологии производства, такие как «светлая пайка» (а первые клапанные коробки управления гидроприводом приходилось паять серебряным припоем), «светлый отжиг» (для очистки трубопроводом гидросистемы от отложений). Стоит отметить, что при производстве гидросистем особенно важна чистота ее изготовления, что достигалось изготовлением и сборкой гидроузлов в особых помещениях в комнатах с непылящимся полом, а кроме того, на машину разрешалось подниматься только в специальных тапочках. Детали гидросистем подвергались особому контролю, использовались специальные стендовые установки для промывки гидросистемы в сборе, для контроля стабильности техпроцессов проводились ежеквартальные периодические контрольные испытания. Сложностью техпроцесса и объясняется малый объем выпуска активных автопоездов - до 30 единиц в месяц, а всего было выпущено 1972 экземпляра. Выпуск автопоездов ЗИЛ-137Т-137А и ЗИЛ-137Т-137Б был прекращен в 1984 году, в связи с недостатками конструкции гидропривода ведущих колес полуприцепов и технологической сложностью их производства и эксплуатации.
Активные автопоезда с тягачом ЗИЛ-137Т предназначались для монтажа следующих изделий:
9Т222 – транспортная машина тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка» (с укороченным активным полуприцепом ЗИЛ-137А) - фото1;
9Т226 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К11 «Круг» - фото2;
9Т227 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К12 «Куб» - фото3;
АХБ-2,5 (К-137Б2) – автомобильный хлебопекарный блок - фото4, фото5. АХБ-2,5 Вооруженных сил Народной Республики Бангладеш в Дакке, декабрь 2017 года: фото6, фото7, фото8.
Кроме того, велись работы по созданию опытных экземпляров автомобилей понтонного парка ППС-2. Также на конверсионном шасси автопоезда ЗИЛ-137Т-137Б Черниговским заводом спецавтотранспорта (ЧЗСА) был построен лесопожарный автомобиль АЦЛ-20(137)-ПК-1, емкость цистерны которого составляла 6300 л воды. |