"Грабовский механический завод"/"Грабовский завод противопожарного оборудования" "Грабовский завод спецавтомобилей"
В селе Грабово Бессоновского района Пензенской области в 1941 году обосновался эвакуированный из Мелитополя (Запорожской области) завод имени В.Воровского. Здесь он получил задание выпускать комплектующие для минометов, отдельные узлы бензоперекачивающих установок, запчасти для топливозаправщиков и машины для дегазации местности. Скорее всего, уже в мирное время за предприятием закрепилось название "Продмаш" . В 1946 году "Продмаш" был почти полностью уничтожен пожаром, а после восстановления он был переименован в Грабовский механический завод. Грабовский механический завод выпускал разнообразные строительные механизмы, виброплощадки, транспортные средства для перевозки стройматериалов.
Вскоре, в 1949 году, начался новый этап в жизни мехзавода: его преобразовали в Грабовский завод по производству противопожарного оборудования. Несмотря на новое название предприятия, его продукция в 50-60-х годах ХХ века в целом была достаточно разнообразной и не ограничивалась одной пожтехникой (собственно, в Грабове выпускалась одна-единственная модель - автоцистерна ПМГ-6 на шасси ГАЗ-51, которой десятилетие спустя пришла на смену более "продвинутая" ПМГ-36).
Помимо пожарных автомобилей на Грабовском заводе строили, к примеру, и популярные в колхозах и совхозах "буренки" - цистерны для транспортировки молока АЦ-18 емкостью 1800 литров на все том же шасси ГАЗ-51. Кроме того, в производственной программе были транспортировщики топлива АЦ-4 на шасси ЗиС-150 (в дальнейшем ЗиЛ-164) и сельскохозяйственные топливозаправщики ОЗ-1664, базировавшиеся, как и молоковозы, на "газоне". Следует заметить, однако, что в ту эпоху в Советском Союзе существовало достаточно много заводов - больших и не очень, выпускавших подобную технику, причем порой и не самого высокого качества. Поэтому в 60-е годы в стране наблюдался глобальный процесс специализации производителей транспортных средств, который не мог не затронуть и Грабовский завод ППО - было принято решение специализировать завод в Грабово на изготовлении топливозаправочной техники и цистерн для транспортировки пищевых жидкостей, поэтому выпуск пожмашин был здесь прекращен, а всю документацию на новое изделие передали на родственное предприятие в Варгашах Курганской области. И тогда же, в 1966-1967 годах, уже опять под новым названием - "Грабовский завод спецавтомобилей" - под Пензой стали осваивать новый модельный ряд, включавший, в частности, топливотранспортировщик-долгожитель АЦ-4,2-53А (мод. 806) на шасси ГАЗ-53А.
Семидесятые годы ХХ века явились для Грабовского завода спецавтомобилей своеобразным этапом "шлифовки" технологий. Реконструируя существующие и осваивая вновь построенные мощности, предприятие вывело производство на достаточно высокий уровень, обеспечивая народное хозяйство СССР несколькими тысячами автомобилей и прицепов для транспортировки топлива ежегодно. Завод по сути своей не имел отношения к "оборонке", но рассчитанные на перевозку 5600 литров бензина автоприцепы модели ПЦ-5,6-817 очень приглянулись Советской Армии, и потом, как оказалось, ее заказы заводу спецавтомобилей были столь внушительными и долговременными, что на предприятии на значительный период времени была даже введена военная приемка продукции.
Что же касается начала эпохи рыночных преобразований в России, то для предприятия оно стало не "тревожным звонком", а лишь своеобразной "стартовой площадкой": если раньше заводу директивным путем предписывали, каких машин и сколько выпускать, то теперь, руководствуясь соотношением конъюнктуры и спроса, а также накопленным за долгие годы работы положительным опытом, здесь начали постепенно осваивать, скажем так, нехарактерные ранее шасси. Помимо традиционных ГАЗов и ЗиЛов для производства топливотранспортировщиков в качестве базы были привлечены не только автомобили МАЗ, КамАЗ и "Урал", но и разнообразные полуприцепы, и крохотные "уазики", и даже экстремальные четырехосные внедорожники БАЗ-69501. Диапазон емкостей этих цистерн колоссален - от 1,2 до 40 кубометров. Возможно, именно грабовские специалисты первыми в бывшем СССР разработали и внедрили "чемоданную" конструкцию цистерны, которая позволяет сделать уровень центра тяжести автомобиля более низким, что означает более высокую маневренность автомобиля. Отдельные узлы грабовских "ТЗ" защищены патентами. Но "чемодан" требует и большей культуры производства - в России их выпускает далеко не каждая фирма.
Своеобразный "конек" сегодняшнего ОАО "ГрАЗ" - ассортимент выпускаемой продукции. Практически на каждом из производимых серийно в России шасси здесь готовы предложить транспортную цистерну, топливозаправщик и так называемую ПАЗС - передвижную автозаправочную станцию. Помимо этого - аэродромные топливозаправщики. Почувствовав перманентный интерес потребителя к иным типам автоспецтехники, а именно битумовозам, вакуумным автомобилям, емкостям для транспортировки пищевых жидкостей, спирта, разработали и могут изготовить также их.
Этот раздел подготовлен по материалам и при участии ОАО "ГРАЗ" и Александра Говорухи
К другим производителям пожарного оборудования
К общему списку моделей
На Главную страницу
|