Четырехдверный пикап ГАЗ-233001 "Тигр" впервые был представлен на Московском автосалоне "МИМС-2002" вместе с трехдверным универсалом ГАЗ-233003. Тогда, до сертификации, этот автомобиль выставлялся под именем "ГАЗ-29752".
Не будет преувеличением сказать, что представленные автомобили семейства "Тигр" вызвали настоящий ажиотаж у публики на стенде ГАЗа. Тогда же была рассказана публике история появления этого проекта. Представленные на Красной Пресне автомобили заметно отличались от своих чисто военных прототипов, представленных годом раньше в Абу-Даби и внешне, и по внутреннему убранству: машины второй серии стали более «цивильными», адаптированными не только для военной, но и для гражданской жизни. Всего на тот момент было построено пять автомобилей второго поколения. Два из них были показаны во время выставки в качестве «статичных» экспонатов а еще три (в том числе двухдверный пикап ГАЗ-233002) — на показательных выступлениях техники двойного применения на полигоне в подмосковных Бронницах.
«Скелет» Тигра составляет мощная лонжеронная рама, к которой в десяти точках через резиновые подушки крепится кузов. К ней же крепится подвеска (заимствованная у бронетранспортера БТР-80) и другие агрегаты. Под капотом опытного образца установлен 180-сильный американский турбодизель Cummins В-180 рабочим объемом 5,9 литра, а к нему пристыкована механическая шестиступенчатая коробка передач Praga (Чехия). Несмотря на внушительный капот, силовой агрегат выпирает в салон, заметно стесняя водителя и пассажира. Двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом использована российского производства. Независимая торсионная подвеска обеспечивает ход каждого колеса в пределах 30 см. Внутрь каждого колеса «упакован» герметичный колесный редуктор: это позволило увеличить дорожный просвет до 40 см. Энергоемкость подвески колоссальная: об этом можно судить хотя бы по тому, что незагруженный Тигр выбирает от силы 30 мм ее хода!
Использованные на образце шины — это Michelin X размерности 335/80 R20 (в настоящее время устанавливаются покрышки КИ-115 Кировского шинного завода с увеличенной грузоподъемностью и рассчитанные на максимальную скорочсть до 120 км/ч. Для повышения проходимости Тигр оснащен централизованной системой изменения давления в шинах.
Главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами тоже заимствованы у БТР. Межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой муфтой с электропневмоприводом: чтобы заблокировать дифференциал, водителю нужно лишь нажать на кнопку на передней панели. Понижающий ряд в раздаточной коробке включается рычагом на центральном тоннеле.
Кабина водителя отделена от остальной части салона жесткой перегородкой. Спереди — только два места, во втором ряду - тоже два, а между сиденьями — высокий тоннель трансмиссии. На тоннеле два рычага — коробки передач и «раздатки». Примечательно, что рычаг ручного тормоза размещен слева и рабочем положении фактически мешает входу-выходу водителя. Интерьер аскетичен: ни одной «лекальной» поверхности, все словно под линейку.
У "Тигра" феноменальная проходимость. Углы въезда и съезда — не менее 52 градусов. Предельный угол поперечного крена — 30 градусов. Преодолеваемые подъемы - крутизной до 45 градусов. Глубина преодолеваемого брода - до 120см. Грузоподъемность - 1500кг.
К 2005 году "Тигр", пройдя войсковые испытания, добрался до конвейера. Для его производства был создан отдельный участок мощностью до 150 автомобилей в год. В настоящее время "Тигры" предлагаются с несколькими вариантами кузовов (варьируется шестая цифра индекса) и несколькими вариантами двигателей (варьируется пятая цифра в индексе). Помимо Cummins, может также устанавливаться лицензионный шестицилиндровый ГАЗ-5625 «Штайр». Вместо чешской коробки передач «Прага» уже изготавливается собственная газовская, на основе агрегата от грузовика, ГАЗ-4301. Количество передач в ней уменьшено до пяти, но за счет тщательного подбора передаточных динамика заметно улучшилась.
"Тигр" представлен в 2005 году в четырех версиях: 10-местной бронированной ГАЗ-23304 с двумя четырехместными продольными лавками (для МО); новой бронированной по 5-му классу "Специальной полицейской машиной" (СПМ) ГАЗ-233036, предназначенной для антитеррористических операций МВД; гражданского цельнометаллического 5-дверного 8-местного универсала 23301 и пикапа 2330-3300 с салоном, отделанным кожей, автоматической КП и просторным грузовым отсеком, представленного на MIMS'2005. Оснащают "Тигр" американскими 5,9-литровыми турбодизелями с интеркулером Cummins B-180 (180 л.с., 650 Нбм), B-215 (215 л.с., 687 Нбм) и 6-ступенчатой механической КП Praga или 5-ступенчатой отечественной разработки. Тормозная система "Тигра" - пневмогидравлическая с 3-канальной ABS производства немецкой фирмы Knorr-Bremse.
Многоцелевое транспортное средство двойного назначения, т.е. тяжелый внедорожник ГАЗ-2330 "Тигр", появившийся в 2002 году, неспешно добрался к 2005 году до серии, пройдя войсковые испытания. Автомобиль свободно выдерживает эксплуатацию в любых климатических условиях - от Арктики до тропиков. "Тигр" способен преодолевать 30-градусные уклоны и брод глубиной до 120 см. Для его производства на ГАЗе создано специальное производство годовой мощностью до 150 автомобилей в год. Благодаря мощной раме и торсионной подвеске, родственной по конструкции БТР, внедорожник свободно выдерживает установку бронирования (от пуль АК-47 калибра 7,62 мм). "Тигр" представлен в 2005 году в четырех версиях: 10-местной бронированной ГАЗ-23304 с двумя четырехместными продольными лавками (для МО); новой бронированной по 5-му классу "Специальной полицейской машиной" (СПМ) ГАЗ-233036, предназначенной для антитеррористических операций МВД; гражданского цельнометаллического 5-дверного 8-местного универсала 23301 и пикапа 2330-3300 с салоном, отделанным кожей, автоматической КП и просторным грузовым отсеком, представленного на MIMS'2005. Оснащают "Тигр" американскими 5,9-литровыми турбодизелями с интеркулером Cummins B-180 (180 л.с., 650 Нбм), B-215 (215 л.с., 687 Нбм) и 6-ступенчатой механической КП Praga или 5-ступенчатой отечественной разработки. Трансмиссия "Тигра" с постоянным полным приводом оснащена блокируемым межосевым дифференциалом, межколесными дифференциалами повышенного трения и планетарными колесными редукторами, а внедорожные шины размерности 335/ 80 R20 обеспечивает клиренс в 400 мм. "Тигру" в наследство от "дедушки" БТР досталась еще и система автоматического централизованного регулирования давления воздуха в шинах, что позволяет соревноваться на бездорожье по проходимости с гусеничной техникой (значительно превосходя ее по скорости). Интересно, что и на дорогах с твердым покрытием "Тигр" по плавности хода дает фору многим внедорожникам. Тормозная система "Тигра" - пневмогидравлическая с 3-канальной ABS производства немецкой фирмы Knorr-Bremse. В 2005 году намечено выпустить 20 СПМ и 96 гражданских "Тигров".
Привод у Тигра постоянный полный, с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Она включается кнопкой на панели, а вот понижающий ряд трансмиссии включается рычагом. Межколесные дифференциалы — кулачковые, самоблокирующиеся. Они позаимствованы у БТР, равно как и сама подвеска колес на сдвоенных поперечных рычагах. Кроме этого, у бронетранспортера взята еще и централизованная система подкачки колес. Да и сами покрышки, похоже, тоже — на данном экземпляре установлены российские КИ-115АМ.
У Тигра компоновка немного другая. Его трансмиссия «упакована» в пределах мощной рамы и не выступает снизу, днище тоже абсолютно ровное. Но кузов «посажен» сверху, имеет практически ровный пол в пассажирском отсеке и довольно высокий потолок, поэтому можно предположить, что центр тяжести у Тигра находится гораздо выше. Взамен российская модель предлагает очень просторный салон — в данной версии, к примеру, в пассажирском отсеке находятся 10 кресел!
Колесная формула: 4х4
Грузоподъемность, кг: 1500
Вместимость, чел.: 2-10
Шины, размерность: 335/80 R20
Масса автомобилей, кг: ГАЗ-233004 / ГАЗ-233001
Снаряжённая, кг: 5300 / 5000
Марка двигателя: Cummins B-180 / Cummins B-215
Тип: Р-6, турбодизель с охладит. наддувочного возд.
Рабочий объём, л: 5,9 / 5,9
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин.: 132(180)/2500 / 158(215)/2500
Крутящий момент, Нм (кгс.м) при об/мин.: 650(66)/1500 / 687(70)/1500
Коробка перемены передач: 6-ступ. мех. / 5-ступ. авт.
Максимальная скорость, км/ч: 125-140
Угол преодолеваемого подъема, град.: 45
Допустимый крен при движении по косогору, град.: 30
Глубина преодолеваемого брода, м: 1,2
Угол свеса передний/задний, град.: 52 / 52
Минимальный радиус поворота, м: 8,9
Длина, мм: 4610 (5350)
Ширина, мм: 2200
Высота, мм: 2000 (2100)
Колесная база, мм: 3000 (3300
Дорожный просвет, мм: 400
. |