Легковой автомобиль среднего класса выпускался автозаводом с конца декабря 1981 года до середины 1992 год (правильнее, впрочем, сказать, что прекращен только выпуск канонического первоначального варианта с двигателем, оснащенным форкамерно-факельным зажиганием - подробнее об этом ниже). Всего за это время было выпущено примерно 28.000 машин. Кузов - закрытый, несущий, цельнометаллический, четырехдверный седан. Передние сиденья - с подголовниками, регулируются по длине и наклону спинки (спинки могут отклоняться назад до горизонтального положения). Заднее сиденье - трехместное, нерегулируемое, с откидывающимся (средним) подлокотником. Заднее стекло - с электроподогревом. По заказу предусмотрена установка стекол со светофильтрами и заднего сиденья с подголовниками.
Двигатель модели ЗМЗ-4022.10, бензиновый, с форкамерно-факельным зажиганием, рядный, 4-цилиндровый объемом 2,445 л, степень сжатия - 8,0, мощность - 75 кВт (102 л.с.) при 4500 об/мин, крутящий момент - 181,5 Н-м (18,5 кгс-м) при 2400-2600 об/мин. Карбюратор К-156, трехкамерный (состоит из двух основных камер и вспомогательной форкамеры).
Существовали следующие модификации ГАЗ-3102:
ГАЗ-310207 (для стран с тропическим (сухим и влажным) климатом)
ГАЗ-3102Л (удлиненный вариант) - 1987 год
ГАЗ-31014 - 1985 год
ГАЗ-31015 (устанавливался 2,67-литровый двигатель Mercedes-Benz) - 1989 год
ГАЗ-31016 (устанавливался 3,4-литровый двигатель от ГАЗ-3105)
ГАЗ-31017 ( с наддувным двигателем ЗМЗ-4064)
ГАЗ-3106М (ходовой макет полноприводного автомобиля с кузовом 3102) - 1986 год
Следует отметить, что модель 3102 в частное пользование официально не продавалась, и могло быть лишь два пути ее приобретения для частных лиц - б/у при списании из организаций или реэкспортом из стран где они продавались (Греция, Австрия, Щвейцария, Норвегия, Бельгия, Финляндия и т.п.). Начиная примерно с 1989 года появился и третий путь - машину можно было купить по большому блату за большие деньги. Просили за нее примерно в два раз больше чем за ГАЗ-2410, которая тогда стоила около 16.000 рублей, но по таким ценам их почти никто не покупал.
Автозаводом также была предпринята попытка приспособить модель 3102 для службы такси - представленная справа модификация такси ГАЗ-3102 была выпущена крайне небольшой партией - например в Москве (а представлена именно московская машина) работали всего два автомобиля.
После снятия с производства ГАЗ-2410 в 1992 году, и замены ее на ГАЗ-31029, произошла унификация по моделям - 3102 заметно унифицировали с 31029. В частности, кузов (исчез пресловутый бак за спинкой, поменялись кое какие силовые элементы, с 1993 года пошли повторители поворотов в передних крыльях), стали ставить обычный двигатель 402.1 и 4021.1, сильно упростились салоны. Не очень понятно, в какой именно момент передний номер занял свое место НА бампере, а не ПОД ним. Можно предположить, что это также следствие унификации.
В основном форкамерные "Волги" были четырех цветов - белый, черный, бежевый, светло-серый. Причем года до 1985 превалировали белые и бежевые машины, а после в основном черные; затем опять верх взяли машины белой окраски и присоедлинившиеся к ним светло-серые. При этом, в начале производства, видимо, могли выпускаться и экзотические для СССР цвета, которые представлены на фирменных проспектах: нечто вроде коричневых металликов, сине-голубых цветов и проч.
На фотографии справа представлен рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, предложенный НАМИ в 1988 году.
Удивительно, но ГАЗ-3102 ("директорская "Волга") выпускается до сих пор (с двигателем ЗМЗ-406), пережив модели ГАЗ-31029, ГАЗ-3110 и разделив конвейер с нынешней ГАЗ-31105. Возможно, это своего рода маркетинговый ход ГАЗа - у модели 3102 образовался некий налет исключительности за годы выпуска первого варианта с форкамерным двигателем, что позволяет стабильно получать заказы на ГАЗ-3102 на прежнем уровне. |