С 1983 года Мытищинским машиностроительным заводом выпускались разработанные на ЗИЛе совместно со специалистами ММЗ на базе ЗИЛ-130Г (с 1986 года – на базе ЗИЛ-431512) специальные длиннобазные шасси ЗИЛ-494810-01 первой комплектации по ТУ 37-001.1138-83, предназначавшееся для монтажа кормораздатчика-смесителя АРС-10, и ЗИЛ-4948-02 второй комплектации по ТУ 37-001.1158-83. Для поддержания минимальной скорости движения автомобиля в процессе раздачи кормов в трансмиссии этих машин использовался понижающий редуктор, в роли которого выступала двухступенчатая раздаточная коробка от ЗИЛ-131 (с ручным тормозом, крепившимся на вторичном валу), в связи с чем устанавливались два карданных вала от этого же вездехода. Для привода механизма приготовления и выгрузки кормов кормораздатчика-смесителя шасси оборудовалось одноступенчатой коробкой отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У-З-Л (или НШ-32У-2-8), монтировавшейся на коробке передач, и гидрораспределителем Р-80-3/1-22 (или Р-80-2/1-22).
Выпускавшиеся варианты шасси:
• ЗИЛ-494810-01 (1983-1994) – длиннобазное шасси первой комплектации на базе ЗИЛ-130Г (1983-1986) и ЗИЛ-431512 (1986-1992) для монтажа кормораздатчика-смесителя АРС-10.
• ЗИЛ-494816-01 (1983-1994) – длиннобазное шасси первой комплектации на базе ЗИЛ-130ГЭ (1983-1986) и ЗИЛ-431518 (1986-1994) для монтажа кормораздатчика-смесителя АРС-10, экспортный вариант для умеренного климата.
• ЗИЛ-494817-01 (1983-1994) – длиннобазное шасси первой комплектации на базе ЗИЛ-130ГТ (1983-1986) и ЗИЛ-431519 (1986-1994) для монтажа кормораздатчика-смесителя АРС-10, экспортный вариант для тропического климата.
• ЗИЛ-4948-02 (1983-1994) – длиннобазное шасси второй комплектации на базе ЗИЛ-130Г (1983-1986) и ЗИЛ-431512 (1986-1994) для монтажа кормораздатчика-смесителя АРС-10.
Получателем шасси ЗИЛ-4948 являлся Актюбинский завод сельхозмашин Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР (впоследствии, после объединения с Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР - Министерство сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР).
Текст - Юрий Воробьёв |