Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 предназначался для перевозки строительных и промышленных грузов и представлял собой дальнейшее развитие модели ЗИЛ-ММЗ-555, продержавшейся на конвейере 13 лет. Главным отличием ЗИЛ-ММЗ-4502 от предшественника стала прямобортная грузовая платформа объёмом 3,8 куб.м. Эксплуатация с прицепом не предусматривалась.
Самосвальный механизм ЗИЛ-ММЗ-4502 состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства. Платформа объёмом 3,8 куб.м – цельнометаллическая, сварная, прямобортная, с открывающимся задним бортом и защитным козырьком. При установке надставных металлических бортов вместимость кузова увеличивалась до 5,1 куб.м. Управление запорами заднего борта осуществлялось как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Надрамник – металлический, сварной, устанавливался на лонжеронах рамы на продольных деревянных брусьях, при этом для обеспечения установки запасного колеса под кузовом выполнен укороченным спереди.
Опрокидывающее устройство ЗИЛ-ММЗ-4502 ненамного отличалось от аналогичного узла ЗИЛ-ММЗ-555 и состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У и плунжерным золотниковым краном управления с обратным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, ограничительного клапана, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления.
Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через кран управления по трубопроводу высокого давления подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник с четырьмя выдвижными звеньями. Привод коробки осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси. Управление подъёмом и опусканием платформы выполнялось из кабины с помощью рычага КОМ.
Ограничительный клапан шарикового типа устанавливался на средней поперечине надрамника и служил для ограничения хода гидроцилиндра при достижении кузовом максимального угла подъёма.
Масляный бак ставился на кронштейнах на правом лонжероне рамы под балками держателя запасного колеса. Само запасное колесо размещалось в держателе с поперечными отогнутыми балками, находившемся на лонжеронах рамы за кабиной под кузовом машины.
Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком и задними брызговиками крепились на кронштейнах, устанавливавшихся по обеим сторонам надрамника самосвала.
Первая промышленная партия ЗИЛ-ММЗ-4502 была выпущена в декабре 1975 года, а уже с 20 января 1976 года началось массовое серийное производство этой модели. В соответствии с этапами модернизации автомобилей семейства ЗИЛ-130, самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 последовательно выпускался на шасси ЗИЛ-130Д1-66, ЗИЛ-130Д1-76 и ЗИЛ-495810. В соответствии со сменой шасси, изменялась и грузоподъемность самосвала:
– на шасси ЗИЛ-130Д1-66 (с 1975-го по апрель 1977-го) – 5000 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д1-76 (с апреля 1977-го по декабрь 1980-го) – 5250 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д1-76 (с декабря 1980-го по январь 1986-го) – 5800 кг;
– на шасси ЗИЛ-495810 (с января 1986-го по 1994 г.) – 6000 кг.
Текст - Юрий Воробьёв |