С течением времени стало понятно, что ГАЗ-93, задумывавшийся как многоцелевой самосвал, таковым не является. Как минимум, он не очень подходил сельскому хозяйству в силу малого объема кузова, не позволявшего использовать всю грузоподъемность самосвала при перевозке урожая. Причем количество таких негативных отзывов только увеличилось с началом освоения целинных земель. При этом при перевозке зерна требовалось принятие дополнительных мер по защите груза от выдувания и атмосферных осадков для снижения потерь урожая при его транспортировке. Проблема была настолько серьезной, что быстро вышла на уровень Министерства автомобильной и тракторной промышленности, в результате чего был издан Приказ министра, предписывающий Одесскому автомобильному и Мытищинскому машиностроительному заводам разработать самосвал упрощенной конструкции с увеличенным объемом кузова, улучшенным примыканием к кузову заднего борта и уплотнением его по периметру. Кроме того, в задании предусматривалась крыша сверху для предохранения грузов.
В начале 1954 года такой самосвал с дерево-металлическим кузовом был разработан на ОдАЗе – он получил обозначение ГАЗ-93Д. Кузов увеличенного до 3,16 куб.м объема предназначался для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения. Как и его предшественник, ГАЗ-93Д оснащался откидным задним бортом, располагавшимся под углом вперед к вертикальной линии, что позволяло ему лучше прилегать к бортам. С целью герметизации кузова по периметру прилегания заднего борта были установлены резиновые уплотнители, а от непогоды груз защищался складной деревянной крышей. Запасное колесо было перемещено на кронштейн, крепящийся к левому лонжерону рамы за кабиной.
Внешне ГАЗ-93Д очень походили на базовый бортовой ГАЗ-51 – отличить их можно было по укороченному заднему свесу и двум массивным вертикальным усилителям, удерживающим по бокам борта от распирания грузом. Внутренние размеры платформы составляли 2680х2300х849 мм (ДхШхВ; размер по высоте указан вместе с металлическим подрамником). Грузоподъемность самосвала ГАЗ-93Д была ограничена двумя тоннами.
При всей внешней простоте конструкции, не требовавшей серьезной штамповой оснастки, на деле производство дерево-металлических ГАЗ-93Д было сопряжено с постоянными трудностями – поступавшие на ОдАЗ партии пиломатериалов имели разный размер досок, вследствие чего конструкторскому отделу приходилось постоянно переделывать техдокументацию на выпуск самосвалов, в зависимости от поступившей партии. Кроме того, трудоемкость изготовления деревянных кузовов была значительно выше, нежели металлических, при этом собственный вес ГАЗ-93Д превышал вес ГАЗ-93 примерно на 7%, что несколько снижало грузоподъемность самосвала.
В 1956 году был начат выпуск самосвала ГАЗ-93Б с цельнометаллическим кузовом объемом 3,2 куб.м, заменившего самосвалы ГАЗ-93Д.
К моменту окончания выпуска ГАЗ-93Д техническая документация на него была передана ряду заводов, подчинявшихся Министерству сельского хозяйства, где по упрощенным технологиям был продолжен выпуск аналогичных по конструкции самосвалов для нужд сельхозпредприятий - фото1.
Текст - Сергей Леонтьев, Игорь Денисовец |