История Голицынского автобусного завода начинается с 1989 года - после подписания протокола о намерениях с фирмой «Мерседес-Бенц АГ» (в феврале 1989 года Генеральный директор концерна «Автрокон» Б.В.Каминский подписал первый протокол о намерениях производства в СССР лицензионных автобусов). В соответствии с Постановлением Правительства СССР N778 от 22 сентября 1989 года «О дополнительных мерах по развитию экономических связей между СССР и ФРГ» было принято решение о производстве в Голицыно по лицензии фирмы «Мерседес—Бенц АГ» широкой гаммы автобусов различного назначения.
В это же время (1990-1992 г.г.) активно ведутся работы по строительству корпусов завода, проводится подбор профессиональных кадров, ведется создание коллектива завода. В рамках лицензионного соглашения было поставлено технологическое оборудование для производства автобусов — заготовительное, сварочное, лакокрасочное, сборочное, проведено обучение ведущих специалистов в Германии и России. Кроме того, всемирно известная фирма-партнер Голицынского завода регулярно оказывала гуманитарную помощь сотрудникам завода.
В силу определенных объективных причин реализация проекта началась с апреля 1993 года, когда началось создание производственно-технологической инфраструктуры, было осуществлено технологическое проектирование, поставка оборудования, обучение рабочих и специалистов в Германии, освоение «ноу-хау». В это время была произведена сборка 25 автобусов модели О-303 из комплектов, поставленных фирмой «М-Б АГ», а уже в 1994 году данная модель производилась по полной технологической цепочке. 28 января 1994 года состоялась продажа первого автобуса клубу «Динамо». В октябре 1994 года, в рекордные для отечественного автобусостроения сроки, ГолАЗ собрал опытно-экспериментальный образец городского сочлененного автобуса. 3 февраля 1995 года состоялась передача первого сочлененного автобуса для проведения испытаний в эксплуатации Филевскому автобусно-троллейбусному парку на маршруте движения N688 г.Москва.
В 1995 году, после подписания 04 июля 1995 года лицензионного соглашения с фирмой «М-Б АГ», завод приступил к серийному производству городских автобусов — одиночных и сочлененных. Модель автобуса получила гордое название «Россиянин». В июне 1997 года завод выиграл еще один тендер, и была начата поставка одиночных городских автобусов в автопарки Екатеринбурга.
В 1998 году, в силу широкого кризиса экономики, сложилась крайне неблагоприятная ситуация на рынке сбыта любой продукции внутри России. Не обошли стороной проблемы и Голицынский автобусный завод. В этот период времени специалистами завода были начаты работы по производству более дешевых машин с максимальным применением отечественных комплектующих, предназначенных для пригородных и междугородных маршрутов.
В 2000 годe завод вошел в состав компании "РусПромАвто" (впоследствии переименованной в "Группу ГАЗ"). На сегодняшний день завод располагает современным и во многом уникальным для России комплексом производственно-заготовительных, сварочных, окрасочных и сборочно-доводочных работ, технологическое оборудование и линии которого поставлены ведущими фирмами Германии («Дюрр», «Айзенман», «Трумпф» и др.) и отличаются высокой производительностью и экономичностью. |