В 1976 году "Кинотехпром" переименовали в "Укркинотехпром", а автобус АСЧ-02 поменяли в производстве на более совершенный АСЧ-03. При этом технология производства изменилась не сильно, кузова автобусов по-прежнему изготавливались на деревянном каркасе. Из-за этого первые (ранние) автобусы АСЧ-03 сохраняли много общего с предыдущей моделью. Внешне же новый автобус легко было отличить по выступающему над лобовым стеклом козырьку с прорезями для вентиляции салона и по исчезнувшим треугольникам боковых окошек. Объём производства новой, более технологичной модели увеличился лишь немного - ежемесячно из заводских ворот выезжало по 18 автобусов.
Считается, что автобусы с деревянным кузовом очень недолговечны, сильно подвержены влиянию атмосферных осадков, и быстро приходят в негодность за счёт расшатывания на ходу. Вопреки этому утверждению, можно привести тот факт, что автобус АСЧ-03 с деревянным каркасом из отборного дубового леса, изготовленный в Чернигове еще в 70-х годах ХХ века, служил верой и правдой в Ялтинской филармонии до середины 90-х годов ХХ века.
На базе "деревянных" АСЧ-03 была построена партия грузопассажирских фургонов для перевозки кинооператоров с различным оборудованием - ТОМЗ-66. Очень похожими на ТОМЗ-66 оказались и передвижные студии звукозаписи УПАЗ-66. Помимо этого, на автобусах АСЧ-03 первых выпусков изготовили передвижную кинопроекционную установку.
В середине семидесятых годов на заводе был построен в единственном экземпляре, опытный образец цельнометаллического автобуса АСЧ-04, который задумывался как замена "деревянного" АСЧ-03. И хотя автобус АСЧ-04 в серию не пошёл, он послужил прототипом для цельнометаллического варианта АСЧ-03, который стал выпускаться серийно, как только завод переехал (в 1978 году) в новые современные корпуса на новой территории.
С этого момента началась новая эра для предприятия - завод полностью перешел на выпуск автобусов с каркасом из труб прямоугольного сечения. Естественно, изменение технологии производства сильно сказалось на конструкции выпускаемого автобуса, хотя его индекс остался прежним - АСЧ-03. Даже внешние изменения были ощутимыми, исчезли многие "лишние" детали, а облик автобуса стал более лаконичным. С этого момента корма автобуса стала выглядеть совсем по другому, навсегда ушли в прошлое задние окошки от ПАЗиков, теперь их место заняли стёкла, унифицированные с лобовыми. Точно также, навсегда ушёл в историю и козырёк над лобовым стеклом. А ещё через какое-то время решётка радиатора "радуга" была заменена прямоугольной решёткой со скруглёнными углами (фото1, фото2, фото3, фото4, фото5).
Выпуск модернизированных АСЧ-03 сначала вырос до 50 машин в месяц, а через год - до 100 штук. На базе цельнометаллического АСЧ-03 в разное время серийно освоено до 12 модификаций технологического транспорта для кино: грузопассажирские фургоны для перевозки кинооператоров с различным оборудованием ТОМ (фото6, фото7, фото8, фото9, фото10, фото11, фото12, фото13, фото14), фургон для светотехнического оборудования АСТ (фото15), фургон для перевозки пиротехнических средств БАП-2, оружейно-пиротехнический автомобиль АОП, гримёрный автобус, кинопроекционный автобус (фото16, фото17, фото18) и многие другие.
Также на базе АСЧ-03 были изготовлены небольшой серией грузопассажирские автобусы (фото19, фото20) и фургоны, используемые на киностудиях для перевозки реквизита. В единичных экземплярах существовали фургоны с термокузовами "Тюлень", которые имели два спальных места и объем кузова 12,6 м3 и "Морж" с объемом кузова 15,6 м3, но без спальных мест. Также на базе АСЧ-03 были выпущены косметический и стоматологический кабинеты (фото21, фото22, фото23, фото24), а так же ритуальный автомобиль. Автобусы АСЧ-03 использовались и различными службами городов, например дорожниками. Кстати, грузопассажирские автобусы (фото25, фото26, фото27, фото28, фото29, фото30, фото31) и фургоны (фото32, фото33) из АСЧ-03 делали не только на самом ЧЗСА, но и на многочисленных автобазах и авторемонтных предприятиях.
Помимо специальных автобусов, существовали и пассажирские варианты базовой модели. Это удлинённые версии АСЧ-03 - фото34, фото35 - с увеличенной до 26 человек пассажировместимостью. Чтобы установить на стандартное шасси от ГАЗ-53А удлиненный на один оконный проём кузов, приходилось подвергать шасси доработке - заднюю часть рамы увеличивать на 200мм, при этом база шасси оставалась неизменной 3700мм.
Очередная аттестация производства в 1983 году потребовала провести небольшую модернизацию базового автобуса АСЧ-03 направленную на снижение себестоимости. Из внешних отличий таких машин - задние стекла были заменены на одно боковое и исчезли "колбаски" аншлагов над лобовым стеклом. В этот же период для дислоцируемых в Венгрии Советских войск, военное министерство заказало у предприятия большую партию пассажирских вариантов АСЧ-03.
Следующим шагом в производстве АСЧ-03 стал переход на более тонкую листовую сталь для обшивки кузова. Теперь вместо широко используемых раньше 1мм листов на завод стали поступать листы с толщиной 0,7мм. Характерной чертой для этих автобусов стали две продольные выштамповки вдоль каждой стороны кузова. В этот период выпускались и пассажирские автобусы (на фото слева), и грузопассажирские (фото36, фото37, фото38).
В 1997 году, после приватизации, ЧЗСА взялся за постройку автомобилей с новыми силами. Первенцем возрождения стала последняя модификация "-03" модели АСЧ-03-98 (на фото справа) - 24-х местный автобус на базе ГАЗ-3307, с дизельным двигателем Д-245. Автобус имел большие панорамные стекла, улучшенную компоновку пассажирского салона. Он даже был отмечен дипломом на международной выставке в 1998г. "Первенец" стал последним автобусом предприятия - завод переключился на изготовление фургонов и вахтовок.
(Информация подготовлена Максимом Шелепенковым по материалам Александра Говорухи. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)
|