ООО "Чкаловский автобусный завод" (СП "Худжанд-ЗИЛ")

"Таджикистан-1"
"Таджикистан-1А"

    В марте 1958 года Министерством среднего машиностроения СССР, которое курировало атомную промышленность, было принято решение о необходимости наладить серийное производство автобусов для перевозки работников на объекты министерства. Это задание было поручено Чкаловскому АРЗ.
    Освоение новой продукции началось с выбора изделия, которое предстояло выпускать. Им стал КАГ-3, выпускавшийся на Каунасском авторемонтном заводе №3. Автобус с деревометаллическим кузовом вагонного типа на базе шасси ГАЗ-51, простой по конструкции и хорошо вписывающийся в технологии мелкосерийного производства. Между заводами было заключено соглашение о предоставлении рабочей документации, и в августе 1958 года большая группа чкаловских инженеров прибыла в Каунас, где они изучили технологию автобусного производства. В итоге, из Прибалтики в Чкаловск была привезена не только вся техническая документация, но и полный комплект деталей кузова, по которым на заводе скорыми темпами готовились шаблоны, образцы и оснастка.
    Первый автобус, собранный из каунасских комплектов в мае 1959 года, получил обозначение «Таджикистан-1». В течение года он проходил испытания и осенью был отправлен для показа в Москву. А в 1960 году на заводе были изготовлены первые серийные 112 автобусов. Через несколько лет Чкаловский АРЗ выпускал уже по 150-200 автобусов в год.
    Модель «Таджикистан-1» продержалась в производстве с незначительными изменениями до 1976 года, а его агрегатные кузова (полностью собранные, но без шасси) поставлялись различным предприятиям министерства вплоть до 1978 года. В 1962 году модернизированный «Таджикистан» получил индекс «Т-1А»: появились сдвижные форточки в окнах, дополнительный отопитель и декоративные элементы кузова - на фото в центре и справа. Однако, всё это не спасало устаревшую конструкцию, и в 1968 году группа инженеров заводского КБ приступила к разработке нового автобуса "Таджикистан-2" с цельнометаллическим кузовом.

    (Информация подготовлена по материалам статьи Дениса Дементьева "Дитя советского автома", опубликованной в №2/2008 журнала Грузовик Пресс. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу           Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 25 марта 2008 года