Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

ГАЗ-69

    В 1951 году Приказом №297 по заводу от 03 июля КЭО был расформирован и все опытно-конструкторские работы подлежали завершению. Сам же УАЗ Постановлением Совета Министров СССР № 1306-659 от 21 апреля 1951 года переориентировался на производство радиолокационных станций с соответствующим переподчинением и присвоением ему нового названия: «Завод №852». При этом завод продолжил выпуск запасных частей для автомобилей, для чего Приказом №297 от 03 июля 1951 года в составе ОКБ была организована группа автозапчастей и сторонних заказов, а впоследствии и отдел №2 в составе ОКБ с теми же задачами (с 01 ноября 1952 года).
    В результате перепрофилирования автозавода, семейство УАЗ-300 так и не встало на конвейер, но, тем не менее, 05 июня 1952 года вышло Постановление Совета Министров СССР №2593-981, которым утверждалось задание на создание производственных мощностей на заводе №852 из расчета тысяча РЛС в год и 75.000 автомобилей. Для организации выпуска автомобилей предполагалось провести существенную реструктуризация новой производственной площадки. В 1952 году завод выпустил первые станции орудийной наводки СОН-4, а вот выпуск автомобилей так и не был начат, поскольку окончательное решение относительно автопроизводства на заводе №852 было принято лишь в 1954 году Постановлением Совета Министров СССР №2377-1134 от 27 ноября – заводу надлежало организовать производство автомобилей семейства ГАЗ-69, 1-осных прицепов к ним и грузовых автомобилей грузоподъемностью 1-1,5 тонны. При этом заводу было возвращено название «Ульяновский автомобильный завод», хотя к этому времени с автомобильным производством его почти ничего не роднило.

сборочный конвейер     На деле, передача в Ульяновск конструкторской документации и производственно-технологического оборудования началась несколько раньше выхода упомянутого выше Постановления Совмина (а в его развитие – и Приказа министра автомобильной промышленности, «узаконивавшего» производство семейства ГАЗ-69 в Ульяновске), которое лишь формально подтверждало уже принятые к тому моменту решения. К слову, в Ульяновск переносилось не только производство джипов, но переводилась и часть конструкторов из Горького во главе с П.И. Музюкиным. юбилейный ГАЗ-69
    В декабре 1954 года в Ульяновске была собрана наладочная партия из шести ГАЗ-69. Первое время сборка автомобилей в Ульяновске осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся из Горького в рамках кооперации, при этом постепенно осваивалось производство узлов и деталей на месте, в Ульяновске. Полностью к самостоятельному производству семейства ГАЗ-69 Ульяновский автозавод перешел в 1956 году (уже к началу этого года основная масса деталей была освоена и запущена в производство), но некоторые агрегаты завод продолжал получать из Горького и дальше - например, двигатель и колеса.
    Единственным отличием автомобилей ГАЗ-69 ульяновской сборки являлась выштамповка «УАЗ» на капоте, да и то появившейся не сразу, а лишь после запуска собственного штампового производства – в течение 1955 года прессовым цехом автозавода было освоено более тысячи различных штамповок, в том числе бензобак, капот, крылья. При этом, вплоть до снятия семейства с производства, во всей конструкторской документации автомобили обозначались как «ГАЗ-69».
    250-тысячный автомобиль семейства ГАЗ-69 ульяновского производства был выпущен 06 февраля 1965 года.
    Следует отметить, что конструкция семейства ГАЗ-69 не оставалась неизменной в течение всего срока выпуска – в 60-ых годах была усилена червячная пара рулевого механизма и изменена конструкция ручного тормоза, позволившая упростить его привод и облегчить регулировку. За счет сварки рамы в углекислом газе повысились ее прочность и долговечность. Заводская гарантия на автомобиль увеличилась с 15 тысяч километров или 9 месяцев эксплуатации до 30 тысяч или одного года. Самые же значительные нововведения предусматривались комплексной модернизацией 1968 года. Объем изменений был настолько велик, что это нашло отражение в обозначении автомобиля – грузопассажирский ГАЗ-69 стал обозначаться ГАЗ-69-68, а пассажирский ГАЗ-69АГАЗ-69А-68. Египет

    В 1959 году начались поставки ГАЗ-69 на экспорт – в этом году несколько тысяч автомобилей были поставлены в 22 страны. Впоследствии «69-ый» поставлялся в 66 стран мира, получив особую популярность в странах Азии, Африки и Латинской Америки – словом, там, где требовались высокая проходимость в сочетании с возможностью обслуживания низкоквалифицированными работниками. Для удовлетворения запросов иностранных потребителей были разработаны различные исполнения джипа (для умеренного и тропического климата), включая варианты с экранированным электрооборудованием. К слову, именно в связи с требованиями иностранных потребителей автозавод перешел с окраски автомобилей нитроэмалями (особенно недолговечными в субтропических и жарких странах) на окраску синтетическими эмалями горячей сушки, благодаря чему качество окраски и долговечность лакокрасочного покрытия существенно возросли – полностью на окраску автомобилей семейства ГАЗ-69 синтетическими эмалями завод перешел с 16 ноября 1964 года.




    Первой промышленно изготовила модель ГАЗ-69 компания PCT в рамках своего бренда IST, созданного для продвижения моделей восточно-европейской техники. Вышедшая тогда модель в значительной степени представляла собой копию румынского M461, хотя и продавалась отечественным коллекционерам под видом ГАЗ-69. И только для журнальной серии "Автолегенды СССР" эта модель была доработана должным образом (на фото). Несколько лет спустя компанией "Наш Автопром" также была выпущена модель ГАЗ-69 на оригинальных формах.

.

    На этих фотографиях представлена модель ГАЗ-69, выпущенная издательством "ДеАгостини" в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" и доработанная Игорем Стрелковым (Санкт-Петербург). Как видно из представленных фотографий, даже несложная покраска изначально черного салона может существенно оживить модель и сделать ее еще более похожей на прототип.


    На фотографиях представлены модели мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург). Модель ГАЗ-69 предлагается мастерской как в тентованном исполнении (боковины дверей могут быть установлены или отсутствовать - по желанию заказчика), так и без тента. Также возможен заказ пожарного ПМГ-20, автомобиля аварийной службы или автомобилей для кроссовых соревнований. Помимо этого, как отдельная позиция предлагается прицеп ГАЗ-704.

.

    На этих фотографиях представлена модель белгородской мастерской FV Models Cars (в настоящее время не выпускается).
    Помимо представленных, модели ГАЗ-69 выпускались или выпускаются мастерскими "ДИК" (г.Кострома), "Вектор-моделс" (г.Херсон), ALF (г.Николаев).


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 31 мая 2013 года          
Последняя редакция - 02 июня 2013 года