Послевоенная отечественная автопромышленность выпускала грузовые автомобили грузоподъемностью от 1,5 тон и выше. Мелкие партии грузов развозились пикапами на базе «Эмок», грузоподъемность которых составляла около 300кг. А вот типаж однотонных грузовиков оказался до войны невостребованным в силу необходимости крупномасштабных перевозок в ходе индустриализации страны. Именно этой нишей в 1947 занялась в Ульяновске группа под руководством Главного конструктора М.И. Казакова (назначенного вместо убывшего в Новосибирск Б.Л. Шапошника), приступив к разработке легкого грузовика УАЗ-300, рассчитанного на перевозку 1000кг груза, и его модификаций.
Над общей компоновкой трудились И.Х.Пахтер и В.С. Меньшов, В. Лисов отвечал за рулевое управление, И.А. Давыдов (Заместитель главного конструктора) предложил вариант подвески, взяв за основу подвеску ЯАЗ-200, И.Ф. Савинов разработал тормозную систему, за разработку четырехскоростной коробки передач отвечали В.М. Михайлов и В. Крылов. 55-сильный двигатель был заимствован от «Победы».
Первоначально, в 1947 году, рабочие эскизы экстерьера УАЗ-300 очень напоминали ГАЗ-51, но уже в 1948 году ульяновцы разработали более оригинальную внешность грузовичка. Нужно сказать, что создание внешнего облика автомобиля отняло очень много сил – своего художника-скульптора в КЭО УАЗа не было, поэтому конструкторы Л.П. Хилков, Н. Ермилова, Е. Старостин, В. Богданович пытались своими силами найти форму кабины, крыльев, капота, облицовки радиатора. В помощь им был командирован скульптор с ГАЗа, который сделал из гипса вариант внешнего вида будущего автомобиля, но в конечном итоге все же был утвержден вариант, предложенный заводскими конструкторами.
Сборка первого опытного образца УАЗ-300 была завершена буквально за несколько часов до ноябрьской демонстрации 1949 года. Незадолго до этого оказалось, что на заводе нет оборудования, которое позволило бы с заданной точностью изготовить шестерни и валы спроектированной коробки передач и по этой причине изготовление этого узла осуществлялось на ГАЗе. Только 5 ноября коробка была изготовлена в Горьком и к вечеру 6 ноября была доставлена в Ульяновск. И в тот же день при обкатке нового грузовика эту коробку заклинило из-за попавшей в нее при сборке в Горьком стружки. Коробку перебрали и 7 ноября новый ульяновский грузовик, окрашенный светлой эмалью, принял участие в праздничной демонстрации. Второй образец УАЗ-300 был построен к 1 мая 1950 года. В конце 1950 года были начаты заводские испытаний трех моделей УАЗа – УАЗ-300, УАЗ-302 и ГАЗ-ММ, которые в целом показали хорошие результаты у новых машин.
1951 год был посвящен доводке конструкции и разработке новых моделей, но в том же году приказом №297 от 03 июля КЭО был расформирован и все опытно-конструкторские работы подлежали завершению. Сам же УАЗ Постановлением Совета Министров СССР № 1306-659 от 21 апреля 1951 года переводился на производство РЛС с соответствующим переподчинением и присвоением ему нового названия: «Завод № 852». При этом УАЗ продолжал выпуск запасных частей для автомобилей, для чего Приказом №297 от 03 июля 1951 года в составе ОКБ была организована группа автозапчастей и сторонних заказов, а впоследствии и отдел №2 в составе ОКБ с теми же задачами (Приказ от 01 ноября 1952 года).
Семейство УАЗ-300 так и не встало на конвейер, а автомобильная история УАЗа возобновилась лишь в 1954 году, когда завод вернулся в подчинение Министерства автомобильной промышленности и освоил выпуск семейства ГАЗ-69. |