ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/
М-415 (ГАЗ-М415)
М-415 с кузовом раннего типа. |
|
|
В 1941 году М-415 получили боковины капота аналогичные применяемым на ГАЗ-11-73, но при этом облицовка радиатора оставалось старого типа от М-1. |
|
Запущенный в 1936 году в серийное производство седан М-1 со временем получил и грузовую модификацию, аналогичную по параметрам ГАЗ-4. Над этой машиной работали конструкторы Ю.Н. Сорочкин, А.Н. Кириллов, Б.Т. Комаревский и ещё ряд инженеров. Первый опытный экземпляр «эмки»-пикапа под индексом М-41 был построен уже 1937 году и его конструкция была аналогична своему предшественнику ГАЗ-4 – кузов и кабина были объединены в единой целое, борта грузовой платформы являлись стилистическим продолжением передней части машины. Однако, построенный в 1938 году пикап ФЗУ с раздельными кабиной и кузовом на практике доказал большую практичность такого решения. Коробчатого типа, довольно примитивная по конструкции, цельнометаллическая грузовая платформа позволяла упростить и удешевить как штамповую оснастку для ее производства, так и ремонт машины в ходе ее эксплуатации, поэтому следующий опытный образец пикапа М-41 был спроектирован по такой же схеме – кабина отдельно от кузова.
В сентябре 1938 года ряд перспективных автомобилей был осмотрен в Москве лидерами партии и правительства. Среди готовых к производству прототипов был представлен и пикап М-41. И неожиданно именно этому автомобилю И.В. Сталин дал наиболее высокую оценку: «Это – незаменимая машина для колхозов!». В те годы подобная похвала воспринималась как прямое руководство к действию и первые 50 серийных М-415 (серийная модель получила цифру 5 дополнительно к индексу М-41, использовавшемуся для опытных моделей) были собраны уже в июне 1939 года, а всего в 1939 году было выпущено 1 006 таких пикапов.
Если для ГАЗ-4 использовалась серийные кабина и передок ГАЗ-АА, то новый пикап потребовал «усекновения» кузова М-1. От него была использована вся носовая часть и передняя половина салона, к которой позади передних сидений приваривалась оригинальная задняя стенка. В самой кабине тоже появились некоторые отличия от «эмки» - сиденье в кабине сделали разрезным, а запасное колесо теперь размещалось за спинкой сиденья справа. Кроме того, у М-415 была упразднена регулировка сиденья из-за недостатка места в кабине – верхней частью спинки сиденье уже упиралось в заднюю стенку кабины. Наконец, пикап получил новые задние крылья и, в отличие от М-1, цельнометаллическую крышу.
Грузовая платформа имела две опускающиеся боковые продольные скамьи и предназначалась для перевозки 400 кг груза или шестерых пассажиров. Изменение конструкции задка вынудило конструкторов перенести горловину бензобака с задней панели на боковую – за левым задним крылом. Откидывающийся задний борт платформы в закрытом положении крепился двумя крюками на заключенных в чехлы металлических цепях и на этих же цепях же задний борт можно было вывесить в откинутом состоянии для увеличения длины платформы. Также в кузове были предусмотрены специальные гнезда для установки стоек съемного тента или для наращивания бортов. Задние рессоры шасси были усилены.
Один из первых серийных пикапов М-415 светло-кремового цвета демонстрировался в 1939 году в павильоне «Механизация» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, впоследствии – ВДНХ), однако на деле две трети всех выпущенных в 1939-1941 годах М-415 были направлены в РККА, где использовались как автомобиль-разведчик или носитель вооружений. К примеру, один из М-415 был оборудован передвижной радиостанцией Ставки командующего 16-ой армией К.К. Рокоссовского. Значительная часть оставшегося количества выпущенных пикапов попала в города, остро нуждавшиеся в подобном транспорте, а собственно в колхозы, вопреки мнению И.В. Сталина, М-415 поставлялись по остаточному принципу.
Несмотря на сравнительно короткий период выпуска, машина даже успела немного измениться внешне: если первые машины имели грузовую платформу с продольными ребрами жесткости, то вскоре они были упразднены, а для увеличения жесткости боковых панелей были введены три квадратные подштамповки в местах крепления петель откидных лавок в кузове. Машины 1941 года получили боковины капота аналогичные применяемым на ГАЗ-11-73, но при этом облицовка радиатора оставалось старого типа от М-1.
Выпуск М-415 был прекращен в 1941 году. Всего за 1939-1941 год было выпущено 5 382 экземпляра пикапа М-415. |
|