В конце 1944 года было принято решение о переводе производства (не сборки!) «полуторок» ГАЗ-ММ с Горьковского на Ульяновский автомобильный завод. Нужно сказать, горьковчане охотно расставались с устаревшей «полуторкой» - к этому времени автозавод активно был занят освоением автомобилей нового поколения – ГАЗ-51 и «Победы». Осенью 1945 года на строящуюся площадку нового завода в Ульяновске было завезено большое количество технологического и вспомогательного оборудования. Из Горького приехала большая группа специалистов автомобильного производства.
Автомобиль начали выпускать в кооперации с ГАЗом – первоначально в Ульяновске были развернуты производственные мощности под пять основных узлов: передняя ось, мост типа «спайсер», карданный вал, рулевое управление и коробка скоростей. В ближайшее время предстояло освоить более двухсот деталей и спроектировать почти шесть тысяч единиц инструментальной оснастки и приспособлений. Основная трудность заключалась в подборе подходящего оборудования из оставшегося на заводе станочного парка (изначально нацеленного на выпуск ЗИС-5!) для сохранения технологии обработки деталей, применявшихся на ГАЗ-ММ.
1 сентября 1947 года первая рама была положена на ленту конвейера, однако фактически, из-за не полной готовности оборудования, сборка осуществлялась практически вручную – первый автомобиль ГАЗ-ММ сошел с ленты главного конвейера в Ульяновске 26 октября 1947 года, а уже 13 марта 1949 года с ленты главного конвейера сошел 10-тысячный грузовик. Выпуск автомобилей при двусменной организации работы достиг к этому моменту 140 машин в сутки.
Выпуск ГАЗ-ММ неуклонно возрастал и к концу 1950 года стал практически независим от поставок комплектующих с ГАЗа (последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года). Производство ГАЗ-ММ (именно так продолжали обозначаться грузовики ульяновской сборки, несмотря на почти полную локализацию производства) в Ульяновске продолжалось до 1951 года
В 1949-1950 годах в Ульяновске была предпринята попытка модернизации конструкции ГАЗ-ММ. Однако все введенные изменение несли косметический характер – новые штампованные колеса, крылья иной формы, иной экстерьер кабины – и не затрагивали принципиально конструкцию. Было построено несколько опытных образцов (на фото справа). |