Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

ЗИС-5

    В октябре 1941 года из-за угрозы захвата Москвы немецкими войсками часть оборудования и персонала московского ЗИСа были эвакуированы в Ульяновск, Миасс, Шадринск и Челябинск. Ульяновск не располагал машиностроительными площадками, пригодными для размещения автомобильного производства, и поэтому заводские цеха были размещены в складских помещениях Государственного таможенного управления – в четырех длинных низких бараках площадью 2.000 квадратных метров каждый. Заводоуправление разместилось в отдельно стоящем двухэтажном здании, а для конструкторско-экспериментального отдела городскими властями был выделен краеведческий музей – дом-памятник писателю Гончарову.
    К февралю 1942 года заводскими службами были спроектированы основные цеха: первый и второй механосборочные, цех нормалей, кузовной, термический, создали первый вариант цеха сборки автомобилей и обеспечили пуск первого инструментального и цеха сборки боеприпасов.
    В начале 1942 года, несмотря на отсутствие поставок двигателей, производство которых разместилось в Шадринске, было принято решение собирать автомобили в максимально возможной комплектации и по получении двигателей доукомплектовывать их. Первые автомобили собирались на стапелях еще из задела привезенных деталей и поэтому внешне не отличались от довоенных машин. На второй квартал 1942 года автозавод уже получил Государственный план выпуска автомобилей. В соответствии с утвержденной программой был утвержден график выпуска машин: с 25 апреля по 5 мая в день по графику должно было собираться по два автомобиля, с 6 мая по 18 мая – по пять, с 19 по 25 мая – по семь, с 26 мая по 1 июня – по десять. За весь 1942 год автозавод выпусти 1893 автомобиля, а в 1943 году с конвейера сошло свыше четырех тысяч трехтонок.
    В 1942 году, в связи с нехваткой стального листа, ЗИС-5 получил облегченную на 124 кг деревянную кабину, обшивавшуюся «вагонкой» (доски обшивки крепились гвоздями). Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Полукруглые штампованные крылья были заменены крыльями Г-образной формы, выполненными гибкой из обычного листового проката, тормоза остались только на задних колёсах, бортовая платформа иной конструкции получила только задний откидной борт, а обод рулевого колеса изготавливался из дерева. Какое-то время автомобили комплектовались одной фарой головного света, которая устанавливалась слева. Такая упрощенная модификация военных лет получила в технической литературе условное обозначение «ЗИС-5В» (отметим, что после войны московский ЗИС, возобновивший выпуск ЗИС-5 с июня 1942 года, вернул внешний облик ЗИС-5 к своему довоенному виду, но форма крыльев несколько изменилась (с 1949 года)).
    В 1944 году Государственный Комитет Обороны постановил перенести производство ЗИС-5 из Ульяновска в Миасс - оборудование цехов главного конвейера автоматного, кузовного, механо-прессового, шасси, термического, волочильно-заготовительного, части инструментального и других было демонтировано и направлено в Миасс. Вместе с оборудованием в Миасс отправилась и большая группа заводских кадров, в первую очередь автомобилисты и специалисты смежных профессий. А на высвободившихся мощностях ульяновского автозавода предполагался к выпуску дизельный грузовик Ульзис-253.




    Модель.


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 мая 2013 года          
Последняя редакция - 25 мая 2013 года