УАЗ-469 успешно прошел государственные приемочные испытания и был утвержден к производству в феврале 1965 года. Началась подготовка и выдача в производство конструкторской документации, но оказалось, что мощностей поставщика двигателей – Заволжского моторного завода (ЗМЗ) – недостаточно для полного покрытия всех потребностей УАЗа. По сути, ЗМЗ мог обеспечить УАЗ двигателями только для покрытия потребностей по выпуску автомобилей 452-го семейства. УАЗ-469 был на этот момент еще только рекомендован к производству, а семейство УАЗ-452 уже находилось в стадии подготовки производства и останавливать это было нельзя. По этой причине было принято компромиссное решение – продолжить выпуск автомобилей семейства ГАЗ-69, проведя их необходимую модернизацию, а для выпуска двигателей под нужды УАЗа переориентировать Ульяновский завод малолитражных двигателей (ныне – УМЗ).
Предполагалось прокомпоновать установку на ГАЗ-69 двигателя ГАЗ-21А (что само по себе странно – из-за отсутствия этих двигателей, собственно, и задерживалась постановка на конвейер УАЗ-469!) и узлов шасси семейства УАЗ-452. Таким образом, если сначала ГАЗ-69 «работал» на ульяновских конструкторов (первые модели бескапотных УАЗов 450-го семейства создавались именно на его основе), то в дальнейшем, после освоения производства автомобилей семейств УАЗ-451 и УАЗ-452, уже эти машины «работали» на модернизацию своего «прародителя».
Главный конструктор УАЗа П.И. Музюкин, подчиняясь такому решению, предложил заняться этим проектом З.И. Стильбансу, который одновременно являлся Ведущим конструктором и по семейству УАЗ-469, и по семейству ГАЗ-69. Однако Стильбанс в категорической форме отказался это выполнять, расценивая это как подножку для освоения своего детища УАЗ-469. В конечном итоге проектом модернизации пришлось заниматься А.В. Винокурову в качестве Ведущего конструктора по модернизации автомобиля. Также к работе были привлечены ведущие исполнители от КБ двигателей С.С. Кривомазов и от КБ кузовов Е.Я. Старостин.
В 1968 году была разработана техническая документация на комплексную модернизацию «69-ой» платформы. Изменения планировались достаточно серьезные, поэтому модернизированные полноприводники получили обновленные индексы: «ГАЗ-69-68» и «ГАЗ-69А-68». Помимо прочего, предполагалось и некоторое изменение экстерьера машин – с минимальными переделками изменить оперение, установить жесткие надставки дверей как у УАЗ-469, предусмотреть установку жесткого верха и т.д. Для изучения заводскими специалистами на завод даже был прислан ГАЗ-69 с иным оперением, выполненный одной из английских фирм для западного рынка. В конечном итоге, в направлении изменения экстерьера работа дальше эскизов не продвинулась и сама эта идея постепенно сошла на нет, по мере продвижения к конвейеру УАЗ-469.
Модернизированное семейство ГАЗ-69 получило новые мосты. Передний типа УАЗ-452 с дифференциалом УАЗ-451Д, оснащенным четырьмя сателлитами, комплектовался усиленными шкворневыми узлами модели УАЗ-452, кулаками шарниров повышенной прочности и усиленными упорами ограничителей поворота. Задний мост для модернизируемого семейства был заимствован от модели УАЗ-451Д.
Для снижения износа деталей трансмиссии и экономии бензина при выключенном приводе переднего моста в его конструкцию ввели специальную муфту, позволяющую отсоединять полуоси от ступиц передних колес (при выключенном приводе на передний мост во избежание перегрузки шестерней и полуосей заднего при движении в тяжелых дорожных условиях конструктивно была предусмотрена невозможность включения понижающей передачи при неподключенном переднем мосту). Благодаря применению передних тормозов модели УАЗ-452 (с двумя рабочими цилиндрами) и более жестких тормозных барабанов, была повышена эффективность тормозной системы. Кроме того, модернизацию претерпели карданные валы, шарниры стоек амортизаторов и фары. В качестве обязательной опции появился выключатель массы. И, наконец, обе модификации получили новые тенты - в обоих вариантах заднее окно было увеличено, а в боковинах тента грузопассажирской версии появились дополнительные сдвоенные оконца.
Двигатель же остался прежний - установка двигателя ГАЗ-21А потребовала бы значительных изменений по кузову, а планировавшаяся изначально четырехскоростная коробка передач УАЗ-452 требовала укорачивания промежуточного карданного вала, что приводило к повышению его вибрации и шума.
Новшества внедрялись постепенно, в течение двух лет - окончательный переход к производству обновленных моделей произошел в 1970 году.
Семейство ГАЗ-69 производилось вплоть до 1973 года, когда были выпущены последние 275 машин. Всего УАЗ выпустил 356.624 экземпляра модели ГАЗ-69 и 230.185 экземпляров ГАЗ-69А (без учета форсированных модификаций ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ).
Текст - Константин Андреев, Игорь Денисовец |