Хотя началом работ над новым полноприводным семейством послужила работа над грузовой модификацией, тем не менее, как и в случае с семейством УАЗ-450, основной моделью семейства являлась санитарный микроавтобус УАЗ-452А – уже в ходе первых пяти лет выпуска заводской конвейер покинули 28.020 «санитарок» против 1.940 микроавтобусов.
Первые ходовые макеты автомобилей нового семейства начали строить в 1960 году. Для начала на шасси УАЗ-451Д водрузили кузов фургона УАЗ-450 и именно этот гибрид стал «стендом» для компоновки агрегатов полного привода. В конце года первый полноприводный ходовой образец санитарного фургона с кузовом «450А» прошел заводские испытания в Средней Азии.
В 1963 году были завершены заводские испытания прототипов всего семейства – фургона УАЗ-452, грузовика УАЗ-452Д и санитарного автомобиля УАЗ-452А. ОГК начал подготовку необходимой для производства документации. Затем, в течение трех лет, конструкция «доводилась», автомобили проходили межведомственные и государственные испытания, а конструкторы ОГК создавали первые специализированные модификации.
Серийный выпуск УАЗ-452А был начат в ноябре 1965 года. Как и остальные автомобили семейства, «санитарки» получили уже обновленный экстерьер передка с трапециевидной решеткой радиатора (опытные образцы имели экстерьер 450-го семейства).
Компоновка салона санитарной модификации для военных не претерпела особых изменений по сравнению с предшественником – салон УАЗ-452А также предназначался для размещения четверых раненых на носилках, расположенных в два яруса по обоим сторонам салона на стандартных носилках на гибкой ременной подвеске. Всего санитарный салон имел три варианта планировки. Помимо уже упомянутого варианта с перевозкой в салоне четырех лежачих больных, могла осуществляться перевозка шести человек сидя на откидных лавках вдоль бортов или четырех сидячих на лавках и двух лежачих на носилках в два яруса у правого борта. Кабина водителя отделялась от салона перегородкой со сдвижным окном. Основным отличием от предшественника стала вторая распашная дверь по правому борту, облегчавшая доступ в салон. Все УАЗ-452А, поставлявшиеся в Советскую Армию, окрашивались синтетическими эмалями в защитный цвет, на борта кузова и задние двери наносились стандартные эмблемы санитарного транспорта – красные кресты в белом круге. На передней части крыши имелась фара-искатель, а над ветровым стеклом устанавливался фонарь с красным крестом.
Автомобили 452-го семейства за время своего выпуска внешне не претерпели существенных изменений – лишь во второй половине 70-ых годов стали устанавливаться зеркала большего размера, переместившиеся с передней панели кузова на двери. Кроме того, в конце 70-ых годов (предположительно в 1979 году) семейства УАЗ-451 и УАЗ-452 получили новую светотехнику, отвечавшую действовавшим правилам ЕЭК ООН – передние подфарники получили оранжевую секцию, задние фонари ФП-100 были заменены на оригинальные фонари прямоугольной формы ФП-132, для чего пришлось несколько изменить штампы кузовных панелей сзади у автобусов и фургонов, а кроме того, у автобусов и фургонов появились боковые повторители поворотов сразу за передними дверями. В 1971 году автомобили получили модернизированный двигатель УМЗ-451М, мощность которого возросла с 70 до 75 л.с., а моторесурс увеличился со 120 тыс. до 150 тыс. км. пробега.
В 1985 году был начат выпуск модернизированного санитарного микроавтобуса, получившего обозначение УАЗ-3962.
Текст - Константин Андреев |