Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

УАЗ-450А

Прототипы
В.И. Арямова:

Автомобили
первых
выпусков:

Автомобиль-участник
межведомственных
испытаний,
март-октябрь 1959 года:

Автомобили выпуска
после IV квартала
1962 года:

    Недавно закончившаяся Вторая Мировая война заставила пересмотреть многие тактические приемы ведения боевых действий. В том числе пересмотру подлежала и организация оказания медицинской помощи раненым. Утвержденный новый регламент предусматривал следующую схему оказания медпомощи: с передовой раненых эвакуировали санитары в батальонный медицинский пункт (БМП), где пострадавший получал доврачебную (фельдшерскую) медицинскую помощь. Из батальонного медицинского пункта раненый подлежал доставке в полковой медицинский пункт (ПМП), находившийся дальше от передовой, где получал первую врачебную помощь. В тяжелых случаях раненые из ПМП перевозились в расположение медико-санитарных батальонов, а при необходимости дальнейшего специализированного лечения направлялись далее в тыл. Учитывая растущую специализацию транспорта, военным необходимо было иметь автомобили для работы на коротком плече БМП-ПМП, в то время как в их распоряжении тогда находились лишь устаревшие ГАЗ-55 и недавно освоенные в производстве ПАЗ-653, использование которых на таких маршрутах не являлось оптимальным. По этой причине в том же 1954 году ОГК УАЗа получил от министерства обороны задание на разработку небольшого полноприводного автомобиля, предназначенного для перевозки раненых.
    Именно санитарные микроавтобусы стали основными автомобилями семейства и, наряду с фургоном, первыми опытными образцами нового семейства. Сделанные военными по результатам испытаний первой опытной партии замечания были учтены разработчиками – в результате первоначальный дизайн санитарного автомобиля, разработанный В.И. Арямовым претерпел существенные изменения. Одна из основных претензий военных относилась к покатой крыше микроавтобуса, что сильно затрудняло погрузку раненых в верхний ярус носилок при занятом нижнем. Впоследствии заводским художником КБ кузовов П.В. Куликовым созданный Арямовым образ был адаптирован под требования заказчика и кузов УАЗ-450 приобрел более простые и утилитарные формы. Последовательно претерпев все те же изменения конструкции и дизайна, которые касались и фургона УАЗ-450, санитарная модификация в 1958 встала на главный конвейер. Показательно, что выпуск санитарных УАЗ-450А в первый год начала производства – в 1959 году – существенно превышал выпуск фургонов: 2696 против 406. Аналогичная картина складывалась и в дальнейшем – УАЗ-450А стал самым массовым автомобилем в семействе.
    Салон УАЗ-450А предназначался для размещения четверых раненых на носилках, расположенных в два яруса по обоим сторонам салона. Такое расположение позволяло использовать стандартные носилки и не требовалось лишний раз перекладывать раненого, а кроме того, гибкая система подвески носилок позволяла отчасти компенсировать тряску весьма жесткого в плане подвески автомобиля. УАЗ-450А предназначался исключительно для транспортировки раненых и оказание медицинской помощи в дороге не предусматривалось, хотя в салоне у водительской перегородки на всякий случай устанавливалось штатно откидное сиденье для сопровождающего.
    Все УАЗ-450А, поставлявшиеся в Советскую Армию, окрашивались нитроэмалями в защитный цвет 4БН, как и машины семейства ГАЗ-69. На борта кузова и задние двери наносились стандартные эмблемы санитарного транспорта – красные кресты в белом круге. Спереди над ветровым стеклом устанавливался фонарь с красным крестом, который включался при необходимости, чтобы другие участники дорожного движения пропускали движущийся сантранспорт. Фара искатель первоначально устанавливалась около водительской двери, перед ветровым стеклом, но впоследствии она переместилась на крышу автомобиля по центру, чтобы управлять ей мог не только водитель, которому это было не всегда удобно, но и сопровождающий санитар или фельдшер.
    Несмотря на то, что УАЗ-450А был крайне востребованной Советской Армией машиной, уже 8 мая 1959 года был выпущен приказ по заводу об изготовлении на экспорт 35 санитарных автомобилей - 24 машины отправлялись в Албанию, 10 – в Индонезию, а одна – в Сирию.
    Выпуск УАЗ-450А продолжался до конца 1965 года, когда его место на конвейере занял модернизированный автомобиль УАЗ-452А.



    Единственной на сегодня промышленно изготовленной моделью УАЗ-450А стала модель компания PCT, выпущенная по заказу идательского дома "ДеАгостини" для журнальной серии "Автомобиль на службе".

    Кроме того, Саратовской лабораторией минимоделей небольшими партиями изготавливаются модели ранних УАЗ-450А в различных схемах окраски:


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 28 февраля 2004 года          
Последняя редакция - 03 июля 2013 года