ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-653

ПАЗ-653 первых выпусков, с прямоугольными окнами санитарного кузова

ПАЗ-653 с измененными панелями боковин кузова и закругленными проемами окон

    После передачи в декабре 1951 года Горьковского автобусного завода в ведение Министерства промышленности средств связи выпускавшаяся этим предприятием номенклатура – служебный автобус ГЗА-651 и санитарный фургон ГЗА-653 – была передана для продолжения ее выпуска на перепрофилированный для этого под выпуск автобусов Завод автотракторного инструмента в г.Павлово Горьковской (ныне – Нижегородской) области. 24 апреля 1952 года Совет Министров СССР своим постановлением №1983-756с «О мерах по размещению производства изделий бывшего Горьковского автобусного завода и Иркутского автосборочного завода на площадях Министерства автомобильной и тракторной промышленности» присвоил ЗАТИ наименование «Павловский автобусный завод им.Жданова» (ПАЗ) и утвердил план реконструкции ПАЗа с доведением к 1955 году объема выпуска до 10 тысяч машин ежегодно, включая четыре тысячи санитарных фургонов.
    Приоритет в освоении на новом производстве был отдан модели ГЗА-651, основному автобусу тех лет для небольших населенных пунктов, которого остро не хватало в народном хозяйстве – производственные площади новообразованного завода не позволяли сразу развернуть полноценный выпуск двух моделей одновременно, поэтому начало серийного выпуска ГЗА-653 было отложено на I квартал 1953 года. Кроме того, требовалось время на адаптацию кузова «санитарки» к осваиваемой автозаводом имени Молотова переходной новой цельнометаллической кабине ГАЗ-81Б, которой комплектовалось все то же шасси ГАЗ-51К, что применялось и для ГЗА-653. Если у ГЗА-653 кузов был объединен с деревометаллической кабиной модели ГАЗ-81Д, то теперь конструкторам предстояло разработать новый кузов с иной передней частью, который бы монтировался на раму отдельно от кабины. Соответствующим образом изменялось и переговорное окно с мягким тамбуром, соединявшим кузов с задним окном кабины, а также переносились на передний скат крыши кузова фонари с опознавательными знаками Красного Креста на белом матовом стекле. Два опытных образца новой «санитарки», получившей обозначение ПАЗ-653, были собраны в феврале 1953 года – это были первые машины в истории завода, получившие марку ПАЗ. Тогда же, в феврале, заводом были сданы первые пять товарных ПАЗ-653, а стабильный серийный выпуск был налажен со второго полугодия 1953 года после небольшой доработки в мае-июне (была изменена конструкция оконных проемов кузова, в результате чего их углы стали закругленными).
    Санитарные ПАЗ-653 окрашивались, как правило, в светлые тона. Павловское происхождение машины подчеркивалось оригинальными боковинами капота, получившими штампованную надпись в три строки «Павловский автобусный завод им Жданова). На обоих бортах санитарного кузова у передней стенки были нанесены большие красные кресты в белых кругах, а надписи «Медицинская служба» либо «Скорая помощь» наносились, как правило, уже эксплуатантами. ПАЗ-653 сохранили вместимость ГЗА-653, а вентиляция кузова по-прежнему осуществлялась через три расположенные на крыше улитки или за счет опускания боковых окон в стенках кузова, оборудованных стеклоподъемниками.
    В 1955 году был изготовлен опытный образец ПАЗ-653 с доработанной подвеской шасси и новой подвеской носилок, призванными уменьшить тряску больных при транспортировке, однако в серию этот вариант не пошел. С течением времени ПАЗ-653, не меняясь внешне, постепенно модернизировался с целью улучшения своих потребительских качеств, но деревянный каркас кузова сохранялся на протяжении всего выпуска – судьба этой «санитарки» была предрешена еще в 1956 году и поэтому, в отличие от ПАЗ-651А, металлический каркас кузова для нее не был разработан. Следует добавить, что, даже несмотря на сравнительную простоту конструкции, из-за высокой трудоемкости изготовления кузовов ПАЗ-653 производство этой машины являлось для завода убыточным.
    В ноябре 1957 года ПАЗ-653 были сняты с конвейера, высвобождая место под организацию сборки автобусов ПАЗ-652. Всего за пять лет, с 1953 по 1957 год, было выпущено 11550 машин ПАЗ-653, небольшая часть из них была отправлена на экспорт в страны влияния СССР – Китай, Монголию, Румынию, Египет и т.д.
    После снятия ПАЗ-653 с производства в Павлово документация на него передавалась сторонним предприятиям для организации ими выпуска новых и ремонтных кузовов.



    На фотографиях представлена модель ПАЗ-653, выпускаемая Саратовской лабораторией минимоделей. Помимо представленного медицинского варианта, мастерской также изготавливались модели ПАЗ-653 в милицейском (патрульная машина) и пожарном (штабной автомобиль) исполнениях.
    У модели, помимо слишком низко расположенного запасного колеса, обращает на себя внимание цельнометаллическая кабина, выпуск которой Горьковским автозаводом был начат в середине 1957 года. Формально, несколько месяцев эта кабина выпускалась одновременно с ПАЗ-653 и, пусть и с небольшой долей вероятности, но могла быть поставлена в составе шасси на ПАЗ, однако гладкие фартуки кабины появились уже после снятия ПАЗ-653 с производства. Да и надпись на боковинах капота "Горьковский автозавод", появившаяся летом 1957 года, также не соответствует атрибутике павловских "санитарок".


    Выпущенная в декабре 2020 года модель ПАЗ-653 бренда SSM выполнена на несколько более простом уровне по сравнению с саратовской моделью, но имеет ту же ошибку с кабиной машины, не соответствующей годам выпуска "санитарки" (а бампер с выштамповкой под номерной знак и вовсе появился только в IV квартале 1959 года). При этом на боковинах капота вдобавок отсутствуют какие-либо надписи и не отображена крышка люка под задними дверями санитарного кузова, предназначенного для размещения запасного колеса.
    Отдельно следует упомянуть излишнюю глянцевость краски на модели SSM, примененной для окраски модели. Особенно это заметно на крыше санитарного кузова, который в реальности был матовым в силу примененного для отделки материала.


    Задолго до упомянутых выше производителей модели ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-63 и ГАЗ-51 выпускались ныне несуществующей мастерской Moscow-Models (на фото слева и в центре). Следует отметить, что ПАЗ-653 на полноприводном шасси ГАЗ-63 не производились серийно, и, по всей видимости, речь следует вести только об установке таких кузовов силали авторемзаводов или автохозяйств для собственных нужд.
    Справа представлена модель санитарного ПАЗ-653, выпускаемого мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург). Также этим производителем предлагается модель ПАЗ-653 в милицейском исполнении.


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 30 июля 2008 года          
Последняя редакция - 10 сентября 2023 года