После передачи в декабре 1951 года Горьковского автобусного завода в ведение Министерства промышленности средств связи выпускавшаяся этим предприятием номенклатура – служебный автобус ГЗА-651 и санитарный фургон ГЗА-653 – была передана для продолжения ее выпуска на перепрофилированный для этого под выпуск автобусов Завод автотракторного инструмента в г.Павлово Горьковской (ныне – Нижегородской) области. 24 апреля 1952 года Совет Министров СССР своим постановлением №1983-756с «О мерах по размещению производства изделий бывшего Горьковского автобусного завода и Иркутского автосборочного завода на площадях Министерства автомобильной и тракторной промышленности» присвоил ЗАТИ наименование «Павловский автобусный завод им.Жданова» (ПАЗ) и утвердил план реконструкции ПАЗа с доведением к 1955 году объема выпуска до 10 тысяч машин ежегодно, включая четыре тысячи санитарных фургонов.
Приоритет в освоении на новом производстве был отдан модели ГЗА-651, основному автобусу тех лет для небольших населенных пунктов, которого остро не хватало в народном хозяйстве – производственные площади новообразованного завода не позволяли сразу развернуть полноценный выпуск двух моделей одновременно, поэтому начало серийного выпуска ГЗА-653 было отложено на I квартал 1953 года. Кроме того, требовалось время на адаптацию кузова «санитарки» к осваиваемой автозаводом имени Молотова переходной новой цельнометаллической кабине ГАЗ-81Б, которой комплектовалось все то же шасси ГАЗ-51К, что применялось и для ГЗА-653. Если у ГЗА-653 кузов был объединен с деревометаллической кабиной модели ГАЗ-81Д, то теперь конструкторам предстояло разработать новый кузов с иной передней частью, который бы монтировался на раму отдельно от кабины. Соответствующим образом изменялось и переговорное окно с мягким тамбуром, соединявшим кузов с задним окном кабины, а также переносились на передний скат крыши кузова фонари с опознавательными знаками Красного Креста на белом матовом стекле. Два опытных образца новой «санитарки», получившей обозначение ПАЗ-653, были собраны в феврале 1953 года – это были первые машины в истории завода, получившие марку ПАЗ. Тогда же, в феврале, заводом были сданы первые пять товарных ПАЗ-653, а стабильный серийный выпуск был налажен со второго полугодия 1953 года после небольшой доработки в мае-июне (была изменена конструкция оконных проемов кузова, в результате чего их углы стали закругленными).
Санитарные ПАЗ-653 окрашивались, как правило, в светлые тона. Павловское происхождение машины подчеркивалось оригинальными боковинами капота, получившими штампованную надпись в три строки «Павловский автобусный завод им Жданова). На обоих бортах санитарного кузова у передней стенки были нанесены большие красные кресты в белых кругах, а надписи «Медицинская служба» либо «Скорая помощь» наносились, как правило, уже эксплуатантами. ПАЗ-653 сохранили вместимость ГЗА-653, а вентиляция кузова по-прежнему осуществлялась через три расположенные на крыше улитки или за счет опускания боковых окон в стенках кузова, оборудованных стеклоподъемниками.
В 1955 году был изготовлен опытный образец ПАЗ-653 с доработанной подвеской шасси и новой подвеской носилок, призванными уменьшить тряску больных при транспортировке, однако в серию этот вариант не пошел. С течением времени ПАЗ-653, не меняясь внешне, постепенно модернизировался с целью улучшения своих потребительских качеств, но деревянный каркас кузова сохранялся на протяжении всего выпуска – судьба этой «санитарки» была предрешена еще в 1956 году и поэтому, в отличие от ПАЗ-651А, металлический каркас кузова для нее не был разработан. Следует добавить, что, даже несмотря на сравнительную простоту конструкции, из-за высокой трудоемкости изготовления кузовов ПАЗ-653 производство этой машины являлось для завода убыточным.
В ноябре 1957 года ПАЗ-653 были сняты с конвейера, высвобождая место под организацию сборки автобусов ПАЗ-652. Всего за пять лет, с 1953 по 1957 год, было выпущено 11550 машин ПАЗ-653, небольшая часть из них была отправлена на экспорт в страны влияния СССР – Китай, Монголию, Румынию, Египет и т.д.
После снятия ПАЗ-653 с производства в Павлово документация на него передавалась сторонним предприятиям для организации ими выпуска новых и ремонтных кузовов. |