Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

УАЗ-451ДМ

    В первой половине 60-х годов ХХ века заднеприводные ульяновские бескапотники заполонили города и веси страны. Неприхотливые и экономичные, по сравнению с полноприводными аналогами, грузовички и фургоны и обслуживали детские сады, школы, отделения связи, столовые, пионерские лагеря и дома отдыха. Народное хозяйство продемонстрировало по-настоящему «выстраданную» потребность в автомобилях такого класса.
    В 1965 году завод начал осваивать производство трех основных моделей полноприводников второго поколения УАЗ-452, фактически созданных на платформе «451», и это позволило наконец в полной мере внедрить все задуманные инновации. Если первые четыре года заднеприводные бескапотники по-прежнему комплектовались «победовскими» двигателями и трехступенчатыми КПП, то с началом производства «452-х» оба семейства получили четырехступенчатые коробки передач и незначительно модифицированные «волговские» моторы. От двигателя ГАЗ-21 силовой агрегат модели ЗМЗ-451 отличался конструкцией крышки коромысел, поддона картера, кронштейнов крепления подушек передней опоры двигателя, термостата, краника слива воды из блока цилиндров и, как было указано в руководстве по эксплуатации и ремонту, «некоторыми нормалями». В остальном, это был хорошо знакомый автолюбителям страны «21-й» мотор рабочим объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. Иногда в технической документации этот двигатель обозначался как «УАЗ-451»,
    однако такого рода путаница прекратилась осенью 1969 года, когда производство силовых агрегатов для УАЗов семейств «451» и «452» освоил Ульяновский моторный завод. С этого момента двигатели обозначались УМЗ-451.
    В том же 1965 году семейство «451-х» получило усиленные рессоры и сцепление. Грузоподъемность возросла с 800 кг до одной тонны. Рычаг переключения передач переехал с рулевой колонки на тоннель между коленями водителя и пассажира. После этих изменений к обозначениям версий заднеприводных бескапотников прибавилась дополнительная литера «М» - грузовик стал именоваться УАЗ-451ДМ.
    В 1971 году на УМЗ началось производство модернизированного двигателя УМЗ-451М, мощность которого возросла с 70 до 75 л.с., а моторесурс увеличился со 120 тыс. до 150 тыс. км. пробега. Со временем этими моторами начали оснащать и «451-е» УАЗы (приоритетным к этому времени стало «452-е» семейство).
    Постепенно улучшаясь, с 1965 года УАЗ-451ДМ внешне не претерпел существенных изменений – лишь во второй половине 70-ых годов автомобили семейств УАЗ-451 и УАЗ-452 получили зеркала большего размера, переместившиеся с передней панели кузова на двери (на фото). Кроме того, в конце 70-ых годов (предположительно в 1979 году) оба семейства получили новую светотехнику, отвечавшую действовавшим правилам ЕЭК ООН – задние фонари ФП-100 были заменены на оригинальные фонари прямоугольной формы ФП-132, а передние подфарники получили оранжевую секцию.
    После освоения заводом производства УАЗ-469 началась работа по замене рычажных амортизаторов «451-х» на телескопические. Конструкторская документация была готова в 1978 году и с 1979 года все бескапотники начали оснащаться телескопическими амортизаторами.
    До капитальной плановой модернизации обоих семейств, затеянной заводом ещё в 1974 году, но постоянно откладываемой по тем или иным причинам, заднеприводники не дожили – их производство было прекращено. Вероятно, автомобили последних партий комплектовались очередной модернизированной версией двигателя, 78-сильным УМЗ-414, но, в отличие от бескапотных внедорожников, четырехзначных индексов новой отраслевой нормали получить не успели.
    В заводских хрониках, составленных для себя Львом Адриановичем Старцевым, главным конструктором Ульяновского автозавода с 1973 по 1984 г., последним годом производства 451-х значится 1982 год. Рукой Старцева над машинописным текстом об УАЗах-451 вписано: «За период 1961-1982 гг. выпущено 83 449 авт. разных модификаций».

Текст - Константин Андреев



    Модель.


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 04 марта 2004 года          
Последняя редакция - 30 июля 2013 года