Работы по созданию нового семейства внедорожников начались на УАЗе вскоре после освоения в производстве автомобилей семейства ГАЗ-69. По воспоминаниям Льва Адриановича Старцева (впоследствии – Главный конструктор УАЗа 1973-1984 г.г.), уже в начале 1955 года Начальник специального конструкторского бюро УАЗа Г.И. Красильников конфиденциально поручил ему «подбор материалов и осмысление того, каким должен быть новый автомобиль вместо ГАЗ-69. Никаких ограничений не было, кроме типажа – армейский джип. Собственно, «материал» подбирать было особенно не из чего. Публикаций о зарубежной военной технике было мало, да и то из числа не находящейся на вооружении. В гражданском автостроении был известен только Ленд-Ровер 88. Кое-что об итальянском джипе «Компаньола» (образцов «Шкоды» и «П-3» тогда у нас еще не было). Отрывочные сведения и фотографии американских машин – все они типа «Виллис» и «Бантам». Одна из них на независимой пружинной подвеске. Как новинка появился в одном журнале компактный автомобиль для десантных войск НАТО (совместного Европейского производства). Нарочито простые формы, большой просвет, способность плавать, силовой агрегат и трансмиссия – Фольксваген, что определило его заднее расположение. Этот автомобиль был новым направлением в технике такого рода, что представлялось весьма перспективным. Определенное влияние оказала и «Белка» Долматовского Ю.А….. Переварив все это, сложилось представление о новом автомобиле нашего класса (в первом варианте).»
В итоге, в конце 1956 года на рассмотрение Главному конструктору УАЗа П.И. Музюкину была представлена предварительная компоновочная схема будущего УАЗ-469. Почти ничего общего с хорошо известным теперь «козликом» этот проект не имел – он предполагал заднее расположение двигателя ГАЗ-21А, реечное рулевое управление, сблокированные задний ведущий мост, коробку передач и раздаточную коробку, дисковые тормоза, расположенные около картеров главных передач, а не в колесах, независимую торсионную подвеску всех четырех колес, колесные редукторы внешнего зацепления, благодаря которым достигался дорожный просвет в 400 мм, открытые полуоси, шины размером 8x13, а для возможности плава предусматривался бездверный герметичный кузов с полужесткими эргономичными сиденьями. При этом водитель и пассажир располагались между нишами передних колес. При необходимости, благодаря конструкции подвески, все колеса могли быть выполнены управляемыми. Вместимость этого автомобиля была запланирована на уровне 8 человек (компоновка предусматривала трехрядное размещение пассажиров) или 2 человека и 500 кг груза. Одновременно же была представлена схема компоновки 8-местного автобуса на той же базе с габаритной высотой 1780 мм.
Примечательно, что Музюкиным было принято решение построить опытный образец такого автомобиля, для чего в течение 1957 года разрабатывались его узлы и системы. Рабочая компоновка и основные узлы этого заднеприводного варианта были разработаны к октябрю 1957 года, а уже в ноябре того же года технический проект автомобиля был представлен заказчику – ЦАВТУ МО СССР. Конструкторскую документацию дополняли посадочный макет и макет автомобиля в натуральную величину. Заказчик принял узловые решения автомобиля без серьезных замечаний, но настаивал на наличии задней грузовой платформы с откидным задним бортом, вследствие чего предстояло радикально менять компоновку машины. В дальнейшем была принята переднемоторная компоновка, а сам проект стал более похож на нынешний УАЗ-469. |