В течение 1989-1990 годов в Управлении главного конструктора ВАЗа были проведены предварительные работы по модернизации «Нивы» ВАЗ-2121, а 9 октября 1990 года начались работы по сборке пяти образцов модернизированных автомобилей - будущего ВАЗ-21213.
С ноября 1991 на заводе приступили к выпуску переходной модели ВАЗ-21219 (двигатель и шасси от ВАЗ-21213, а кузов с интерьером от ВАЗ-2121), а в январе 1994 года, в соответствии с приказом Президента-Генерального директора АО «АвтоВАЗ» (декабрь 1993 года), в корпусе №062 СКП с опозданием на один месяц началось производство автомобилей «Нива» ВАЗ-21213. Автомобиль получил более мощный двигатель ВАЗ-21213 (рабочий объем 1,7л, мощность 81,8 л.с., крутящий момент 125 Н•м) с карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания. Внешне отличия от прежнего ВАЗ-2121 заключались в измененной форме двери задка для уменьшения погрузочной высоты. Соответственно изменилась форма и расположение задних фонарей, по-иному была организована подсветка номера. Изначально предполагалось и изменение передка (поворотники и габариты должны были располагаться по бокам фар), но в силу различных причин они так и не были реализованы. Автомобиль получил имя собственное «Тайга», но оно не прижилось и впоследствии использовалось только для некоторых внешних рынков. Обозначением «Нива» и поныне пользуются для этого автомобиля. Правда, поскольку бренд «Нива» в 2003 году отошел СП «АвтоВАЗ-GM», сейчас автомобили официально именуются «Лада 4х4» (для внешних рынков – Lada 4x4).
Интересно отметить, что необходимость высвобождения производственных площадей для организации сварки кузовов ВАЗ-21213 послужила одной из причин передачи сборки ВАЗ-1111 «Ока» в полном объеме с июня 1994 года на Серпуховский автозавод.
С 1999 года ВАЗ-21213 также выпускались на предприятии «ИжВАЗавто». |