ОАО "АвтоВАЗ"
Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

ВАЗ-21215

13 мая 1979 министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым было проведено совещание, касающееся экспорта автомобилей ВАЗ-2121 «Нива». На совещании было отмечено, что для расширения экспорта в страны со свободно конвертируемой валютой требуется создать модификацию «Нивы» с дизельным двигателем. Министр отметил невыполнение АвтоВАЗом предыдущего поручения по этому вопросу. По итогам совещания руководству и специалистам АвтоВАЗа было поручено в срочном порядке провести переговоры с инжиниринговой фирмой AVL (Австрия) относительно проектирования дизельного двигателя и закупки головки блока цилиндра и топливной аппаратуры, имея в виду достичь договоренности о начале поставок не позднее 1981 года.
    19 августа того же года было проведено еще одно рабочее совещание по вопросу экспорта ВАЗ-2121, на котором была отмечена неудовлетворительная работа собственно ВАЗа по конвертации существующего карбюраторного двигателя в дизель, что существенно сужало имеющиеся рынки сбыта. Были и другие совещания на самом высоком уровне на эту тему.
    Итогом многочисленных совещаний стало решение обратиться за помощью к иностранным производителям. Первые попытки установить дизель на «Ниву», начались практически сразу после ее запуска на конвейер. Поскольку своего дизеля на тот момент не было, в опытном порядке на машины ставили импортные Peugeot, Perkins, Alko, Volkswagen и др.
    В 1981 году происходило обсуждение возможности установки дизельного двигателя на ВАЗ-2121 с фирмой Porsche – рассматривалась возможность заключения контракта на доводку бензинового двигателя ВАЗ-2121 и его конвертации в дизель. В 1987 году вопросы применения дизелей и создания совместного предприятия по производству дизельных двигателей обсуждались с компанией Volkswagen (это был один из двух производителей, двигатели которых лучше всего подошли к «Ниве», однако представители компании наотрез отказались переделывать масляный поддон двигателя (обсуждался двигатель рабочим объемом 1,9л), маслоприемник и пр. под наш автомобиль, при этом, если бы это сделал сам ВАЗ, то Volkswagen лишал двигатели гарантийного обслуживания, что было неприемлемо уже для нашей стороны – ведь машины предназначались в основном для экспорта в Европу). В 1988 году с рабочим визитом на Волжский автозавод прибыл Антон Доленц, представитель фирмы «Штайер Даймлер Пух» (Австрия) для обсуждения с руководством ВАЗа в
    опросов сотрудничества по полноприводным автомобилям. Были рассмотрены предложения фирмы по разработке дизельного 4-цилиндрового двигателя объемом до 2 литров для автомобиля «Нива».
    Тем временем, пока шли обсуждения с иностранными фирмами, в декабре 1983 года в процессе отработки основных технологических процессов сборки в корпусе № 062 в условиях конвейерной сборки были собраны два автомобиля ВАЗ-21215, получившие дизельные двигатели ВАЗ-3411 с турбонаддувом. Эти двигатели быстро вышли из строя и работы по созданию серийной дизельной модификации на некоторое время заглохли. При этом 23 июня 1984 года был дан старт разработке модернизированного дизельного двигателя на базе мотора ВАЗ-2106 с увеличением его рабочего объема до 1,7 литра за счет унификации по поршню с двигателем ВАЗ-21083.
    В августе 1986 года ВАЗ-21055 и ВАЗ-2121 с двигателем ВАЗ-3411 поступили на испытания на автополигон НАМИ, расположенный в подмосковном Дмитрове. С «Нивами» на Дмитровском полигоне были проведены только лабораторные работы, а вот ВАЗ-21055 с дизелем ВАЗ-341 после двух неудачных попыток все-таки запустили на длительные испытания в размере 80 тыс.км. В конечном итоге, в конце 80-ых годов ХХ века дизельная «Нива» пошла в мелкосерийное производство сперва с двигателем ВАЗ-3411, а потом (с 2006 года) – с 1,8-литровым ВАЗ-343. Такие автомобили за рубеж не экспортировались.

    Поскольку зарубежные потребители продолжали требовать создания дизельной «Нивы», в июне 1993 года в одном из филиалов дочернего предприятия АвтоВАЗа «Лада-Экспорт» (в г.Чехов Московской области) на базе ВАЗ-21213 был начат серийный выпуск автомобиля ВАЗ-21215 с дизельным двигателем Peugeot XUD-9L мощностью 65 л.с. Эти двигатели ВАЗ получал на принципах «давальческого сырья» - оснащенные ими автомобили должны были идти только на экспорт. Отметим, что компания Peugeot, в отличие от Volkswagen, без особых проблем согласилась пойти на переделку дизелей под требования ВАЗа. Peugeot, «Чехов-Лада» и ВАЗ совместно создали конструкцию, при этом больше всех труда и средств вложили в дело чеховцыа. Если бы не они – возможно, что до сих пор не было бы в списке серийных «Нив» дизельной модификации.
    Выпуск ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD-9L в Чехове продолжался до введения в Европе норм токсичности «Евро-2», которым этот дизель уже не удовлетворял. По этой и ряду других причин выпуск дизельных «Нив» в Чехове был прекращен, но Европа (Франция Португалия, Испания, Греция и др. страны) продолжала требовать дизельные внедорожники. Поэтому на заводе, на главном конвейере, был начат серийный выпуск ВАЗ-21215-10 с дизелем Peugeot XUD 9SD с легким турбонаддувом, с клапаном рециркуляции, отвечающего нормам «Евро–2». Выпуск продолжался до введения в Европе новых норм по токсичности – «Евро-3». После прекращения выпуска Нив с дизелями на завод еще долго шли письма - где «Нива» с дизелем, когда будет?

    Интересный факт из жизни дизельной «Нивы»: во Франции к дилеру поступила рекламация – обрыв шпилек крепления приводов передних колес (передний редуктор на дизелях Peugeot был отсоединен от двигателя).
    Поехали разбираться! Владелец «Нивы» жил в горах и занимался лесоразработками. Спрашивают:
    - Как получилось-то?
    - Да, вот дерево тащил вверх по склону, мост и полетел!
    - Так это же автомобиль, а не трелевочный трактор!
    - Ну и что? Так ведь тащит же!

    Дизельные модификации «Нивы»:
    21215-50 (2006-2008 г.г.) - дизель ВАЗ-343, рабочий объем 1,8л, без наддува.
    21215-70 (конец 80-ых годов – середина 90-ых годов) - дизель ВАЗ-3411 рабочий объем 1,5л, с турбонаддувом.
    21215-?? (1993-??г.г.) - дизель XUD-9L, 47КВт.
    21215-10 дизель Peugeot XUD-9SD – 55КВТ, серийное производство на ВАЗе,
    21215-80 дизель Peugeot DW-8, изготовлено 2 опытных образца, собраны на фирме «Тема+».



    Модель.


К другим автомобилям марки "ВАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 13 апреля 2010 года          
Последняя редакция - 13 апреля 2010 года