Первый бронированный автомобиль на базе «Нивы» был создан в 1985 году итальянской компанией "Фонтауто" (фото1), однако европейский рынок не принял этот автомобиль.
В июне 1992 года, когда деловая атмосфера в нашей стране стала накаляться, а стрельба на улицах понемногу становилась вполне обыденным явлением, НТЦ ВАЗа заключил с тольяттинским «Лада-банком» договор на финансирование разработки бронированного спецавтомобиля на базе ВАЗ-2121. «Лада-банк» в данном случае выступал заказчиком разработки такого автомобиля. Уже в сентябре готовый автомобиль прошел испытания: из тридцати выстрелов из АК калибра 7,62мм, выполненных с расстояния пять метров под прямым углом по потенциально опасным точкам машины, внутрь прошли только два – один из-за дефекта опытного пулестойкого стекла, а второй из-за конструктивных особенностей машины. На следующих образцах конструкцию изменили, и проникновений больше не было.
Внешне автомобиль не слишком отличался от базовой «Нивы» - отличить броневик можно было только по плоским ветровым стеклам с широкой перемычкой между ними и стеклами в дверях, которые были несколько меньше стандартных и имели внизу скошенный угол из-за скрытой бойницы. Главная защита была скрыта от глаз – в двери и кузов были вставлены бронелисты. Потолок (пол - по заказу) проложен слоями кевлара. Передние сиденья были применены от ВАЗ-2108, а позади них в салоне находилась сварная бронекапсула, которая защищала заднюю часть машины. Капсула имела небольшое окно сзади для возможности использования салонного зеркала заднего вида. Также в капсуле было предусмотрено место для перевозимых ценностей и для второго сопровождающего, располагавшегося по правому борту машины. Для маскировки капсулы были применены зеркальные заднее и боковые стекла.
Запасное колесо из-под капота перекочевало в образовавшийся между стандартной задней дверью и задней стенкой капсулы проем. Из-за возросшей на 400кг массы машины соответствующим образом была усилена подвеска – установлены более жесткие пружины с большим диаметром и гидроамортизаторы с измененными характеристиками. В список стандартного оборудования вошел кондиционер, а в моторном отсеке была установлена система пожаротушения. Также устанавливался пожаровзрывобезопасный топливный бак. Первоначально автомобиль производился на базе ВАЗ-2121, а впоследствии, по мере освоения основным производством ВАЗа модернизированного ВАЗ-21213, броневик стал выпускаться на его базе.
11 января 1993 года в составе НТЦ ВАЗа было образовано Производство специальных автомобилей (впоследствии – ПСА «Бронто», ОАО «ПСА «Бронто»), первенцем которого и стала модель ВАЗ-2121Б. Автомобиль в разных исполнениях выпускался ограниченной серией в течение 1992—1993 годов и послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «Форс» на удлиненном шасси.
На странице использованы фотографии из газеты "Авто-ревю" №24/1993. |