СКБ "Парсек" при Тольяттинском политехническом институте

"Сержант"

силовой каркас фрагмент патента
        «Сержант» был создан в начале 90-ых годов ХХ века в стенах студенческого научного конструкторско-технологического бюро «Парсек» при Тольяттинском политехническом институте (ныне ТГУ) под руководством Валентина Николаевича Луценко. Считается, что проект «Сержант» был запущен по согласованию с Министерством обороны СССР, которому требовалось легкое мобильное транспортное средство для армии. Одним из главных условий, которые требовалось выполнить при создании машины, была максимальная унификация по комплектующим и агрегатам с автомобилями отечественного производства. Следует отметить, что разработка «Сержанта» шла в тесном контакте со специалистами ВАЗа, что не удивительно – ТПИ всегда являлся главным поставщиком кадров для АвтоВАЗа.
    Первоначально было запланировано создание опытной партии из шести машин базовой версии ДСЕ-1, однако ходовых образцов было изготовлено только три экземпляра - остальные были брошены на разных ступенях изготовления, что было связано, по-видимому, с развалом СССР и резкой потерей интереса к проекту со стороны МО РФ. На уровне эскизов существовали различные варианты «сержантов» (см. рисунки во втором ряду), однако до их детальной проработки дело не дошло из-за сворачивания проекта.
    Отличительной чертой «Сержанта» стала силовая рама-каркас из алюминиевого профиля прямоугольного сечения (схема аналогична, примененной на автомобиле «Бора», разрабатывавшемся, несколько раньше, а впоследствии - на «Апалах»). Вообще следует сказать, что "Сержант" являлся логическим продолжением "Боры" и к нему также приложил руку Ю.Данилов, в свое время создавший внешний облик самого первого ВАЗ-2122. Навесные панели кузова были сделаны из пластика, по технологии «стекловолокно+эпоксидная смола», в результате чего удалось снизить снаряженную массу автомобиля примерно на 300кг по сравнению со стандартной «Нивой». Также проектировался вариант автомобиля с бронезащитой. Экипаж автомобиля составлял 4 человека.
    При регистрации в ГАИ данного транспортного средства в свидетельство о регистрации было указано название «Сержант 1200». Примечательно, что по действующему регламенту самодельным машинам не разрешается иметь двигатель рабочим объемом более 1000 куб. см, однако в случае с «Сержантом» было сделано исключение. Более того, зарегистрированное название не в полной мере отразило «начинку» машины – на самом деле автомобили были укомплектованы дизелем ВАЗ-343 рабочим объемом 1800 куб.см, производимым ОАО «БарнаулТрансМаш». Остальные агрегаты и механизмы, в соответствии с первоначальным техзаданием, были использованы от «Нивы» ВАЗ-2121.
    До настоящего времени сохранился минимум один из трех изготовленных «Сержантов» - он находится во владении доцента кафедры «Тепловые двигатели» ТГУ, Алексея Михайловича Дзюбана - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9.


    (Информация подготовлена Константином Дунаевым. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


К другим автомобилям марки "ВАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 26 июля 2010 года          
Последняя редакция - 18 августа 2010 года