Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966 и уже в ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ. Однако в серию автомобиль был запущен лишь в 1967 году (!) - по ряду причин запуску машины в серию предшествовала длительная подготовка производства, включая и подготовку производства Мелитопольского моторного завода к выпуску новой модели двигателя. Существовали планы увеличить к 1970 году объем производства автомобилей до 150 тысяч штук в год. Однако, сложилось так, что все силы отечественного автопрома в конце 60-х годов были сконцентрированы на Волжском автомобильном заводе, и ЗАЗ только в 1973 году смог подойти к рубежу производства 100 тыс. машин в год.
В 1966 году заводом «Коммунар» был начал выпуск некоего компромиссного варианта - ЗАЗ-966В с двигателем МеМЗ-966 рабочим объемом 887 куб.см и мощностью 30 л.с., устанавливавшемся на ЗАЗ-965А. И лишь в 1967 году на производство был поставлен изначально планировавшийся ЗАЗ-966 с новым двигателем объемом 1198 куб.см и мощностью 40, 45 или 50 л.с. (первые два двигателя отличались лишь впускным коллектором и «жигулевским» двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20, а последний еще и проточенными головками цилиндров с более высокой степенью сжатия и работой на более высокооктановом бензине А-93.). Машина быстро получила прозвище «ушастый» за боковые воздухозаборники (расположенные, кстати, в зоне наименьшей запыленности!). По сравнению с ЗАЗ-965А заметно больше стали габариты: длина — 3730 мм, ширина — 1535 мм, высота — 1370 мм, база — 2160 мм, колея впереди и сзади — 1220 мм. Снаряженная масса — 760 кг. Двигатель 40 л. с. (1198 куб. см) разгонял машину до 100 км/ч, расход топлива — 5,9 л на 100 км. Примечательно, что первые три года 966-ое семейство выпускалось параллельно с ЗАЗ-965А. До 1968 года автомобили комплектовались своеобразными рассекателями в боковых воздуховодах, которые можно увидеть на некоторых фото вверху, и надписью "Запорожець" на торце багажника. В 1971 году под фарами головного света появились подфарники, которые впоследствии перешли и на модель ЗАЗ-968. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.
Отдельно следует упомянуть об инвалидных модификациях автомобиля, выпускавшихся на базе маломощного ЗАЗ-966В:
ЗАЗ-966ВР - автомобиль с ручным управление для людей с поврежденными рукой и ногой;
ЗАЗ-966ВБ - автомобиль с ручным управление для людей с поврежденными ногами;
ЗАЗ-966ВБ2 - автомобиль с ручным управление для людей с одной поврежденной ногой.
Рассуждая о ЗАЗ-966, обычно утверждают о ее схожести с западногерманской малолитражкой NSU Prinz IV. Однако, эта модель появилась в 1961 году, сменив предыдущую версию «Принца» с иным дизайном - а в это время, как было сказано выше, опытный образец нового «Запорожца» уже существовал! Скорее речь следует вести о североамериканских корнях 966-го «Запорожца» - в качестве прообраза зазовцами (а равно и инженерами NSU) использовалась модель Chevrolet Corvair с задним расположением двигателя - известно, что один такой образец в описываемое время находился в распоряжении НАМИ.
Внешний вид опытных образцов неоднократно менялся и, как ни странно, но первый опытный образец по оформлению передка был больше похож не на серийный ЗАЗ-966, а на серийный ЗАЗ-968 - фото1, фото2, фото3. Первый прототип, судя по номерам, был построен в двух экземплярах, одна из машин при этом имела двуцветную окраску (номер «щу 72-02»). Справа от щитка приборов а автомобиле стоял небольшой рычаг переключения передач. Однако впоследствии от такого размещения отказались, потому что удобства это, по сравнению с традиционным расположением, не добавляло, а конструкцию усложняло и удорожало.
Второй поисковый вариант внешнего вида был выполнен в единственном экземпляре (госномер «щу72-03») - фото4, фото5.
Третий вариант внешнего вида (госномер "щу 72-04" был совсем приближен к серийному ЗАЗ-966 - фото6, фото7, фото8, фото9, фото10.
(Информация подготовлена с использованием материалов Тимура Бахмутова и Ивана Заеца. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.) |