Через некоторое время после начала выпуска ЗАЗ-968А, была начата работа над его дальнейшей модернизацией и в 1977 году публике был представлен прототип будущего ЗАЗ-968М. В целом автомобиль был очень похож на будущий серийный ЗАЗ-968М, однако задняя часть была решена иначе: иной формы были боковые воздухозаборники в задних крыльях, а форма задних фонарей была обусловлена формой крыла, доставшегося в наследство от ЗАЗ-968А. Фотографии этого прототипа были опубликованы в немецком журнале KFT №11/1977: фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6 и другой прессе того периода - фото7, фото8.
Вставший на конвейер в 1980 году ЗАЗ-968М имел несколько измененную по сравнению с предшественниками форму и отделку кузова. Прежде всего бросается в глаза отсутствие характерных "ушей" на боковых панелях моторного отсека, место которых заняли плоские решетки для обеспечения подвода воздуха к двигателю. Учитывая отсутствие "ушей" воздухозаборников, машину довольно быстро окрестили "мыльницей" - за похожие на нее формы корпуса и молдинг по боковой подштамповке, который словно делил машину на верхнюю и нижнюю части. В самом подмоторном пространстве была по-новому организана циркуляция воздуха, что позволило улучшить охлаждение двигателя.
Кроме того, внешние отличия от ЗАЗ-968А заключались в иной, более выпуклой, передней панели с новым декоративным молдингом черного цвета (кстати, на модели 968М в отличие от предыдущей модели, перегородка в багажнике, отделяющая пространство для запасного колеса, была убрана, а "запаска" перенесена в моторный отсек, справа от двигателя. Сменилось также расположение аккумулятора - раньше он был справа от "запаски", а на 968М переместился в левую часть багажника). Передний и задний бамперы были оснащены резиновыми накладками в средней части и пластмассовыми боковинами. У фар появились резиновые ободки черного цвета. На задней панели разместились новые фонари прямоугольной формы. В последние годы производства автомобиля пропали вентиляционные решетки, находившиеся перед лобовым стеклом, а на их месте появился омыватель. Стоит также добавить, что на этой модели кардинально изменена схема электрооборудования, появился полноценный блок предохранителей, электронное реле поворотов и аварийная сигнализация. Из минусов - исчез воздуховод, подающий через центральный тоннель тёплый воздух к ногам задних пассажиров, спинка заднего сиденья сместилась назад, вплотную к бензобаку, сделав неудобной посадку сзади для высоких пассажиров.
Также на автомобиле была модернизирована конструкция уплотнений рычагов передней подвески, что позволило снизить объем периодического обслуживания. На опоре вала руля стал устанавливаться трехрычажный переключатель (взамен двухрычажного), с помощью которого управляется включение указателей поворота, переключение света фар, стеклоочистителя и стеклоомывателя.
Помимо основной модели ЗАЗ-968М и ее инвалидных модификаций, также выпускалась версия ЗАЗ-968М-005 с двигателем МеМЗ-966Г рабочим объемом 887 куб.см и мощностью 28 л.с.
(Информация подготовлена с использованием материалов Тимура Бахмутова. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.) |