ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130АН

    С июля 1974 года (после прозвучавшей на правительственном уровне критики о неэкономичности двигателя ЗИЛ-130) параллельно с базовой моделью ЗИЛ-130 был начат выпуск модели ЗИЛ-130АН (как в виде шасси для специализированных автомобилей, так и в виде бортовых грузовиков), комплектовавшихся двигателем ЗИЛ-157Д (6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный; мощность – 110 л.с. (80,85 кВт) при 2800 об/мин; максимальный крутящий момент – 35 кГм при 1100-1400 об/мин; рабочий объём – 5380 куб.см; степень сжатия – 6,5; применяемое топливо – бензин А-72).
    В отличие от двигателя ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157Д получил:
    – цилиндры с уменьшенным на 1,6 мм диаметром;
    – поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, термостат с твёрдым наполнителем типа ТС101, центробежный масляный фильтр-центрифуга и воздушный фильтр вентиляции картера, унифицированные с аналогичными деталями и узлами, ставившимися на двигатель ЗИЛ-130;
    – коленчатый вал с противовесами и грязеуловителями в шатунных шейках;
    – биметаллические сталеалюминиевые вкладыши коренных и шатунных подшипников (стальная лента, алюминиевый сплав АМО 1-20);
    – толкатели клапанов с чугунной наплавкой на торцах;
    – карбюратор К-88АЖ с пневмоцентробежным ограничителем максимального числа оборотов коленчатого вала;
    – воздушный фильтр ВМ-23;
    – усовершенствованный водяной насос;
    – масляный насос повышенной производительности с неподвижным маслоприёмником;
    – насос гидроусилителя рулевого управления;
    – новый указатель уровня масла, располагавшийся в длинной трубке;
    – узкие клиновидные ремни привода вспомогательных агрегатов.
    Бензонасос был перенесён в переднюю часть двигателя, а генератор – с левой стороны двигателя на правую. Воздушный фильтр вентиляции картера был объединён с маслозаливной горловиной.
    В кривошипно-шатунном механизме подверглись изменениям распределительный вал (вследствие переноса бензонасоса и установки пневмоцентробежного ограничителя оборотов был перемещён эксцентрик привода насоса и введена шестерня привода ограничителя) и шатуны (уменьшилась их длина в связи с тем, что отверстие под палец в поршнях ЗИЛ-130 было расположено ниже, чем в поршнях ЗИЛ-157К).
    В связи с внедрением насоса гидроусилителя рулевого управления и использованием вместо широкого трапециевидного ремня привода водяного насоса и генератора двух узких клиновидных ремней начали ставиться трёхручьевые шкивы коленчатого вала и четырёхручьевые шкивы водяного насоса изменённого профиля.
    В системе охлаждения с целью устранения неравномерности нагрева различных точек мотора введён перепускной канал, соединявший пространство под заслонкой термостата со всасывающим каналом водяного насоса, вследствие чего немного изменилась схема циркуляции охлаждающей жидкости.
    Для улучшения доступа к двигателю и проведения работ в моторном отсеке были смонтированы съёмные щитки в брызговиках крыльев.
    В систему электрооборудования входили аккумуляторная батарея 6-СТ-90-ЭМС, генератор переменного тока Г250-Л1 мощностью 350 Вт и силой тока 28 А с бесконтактным регулятором напряжения РР350-А (с апреля 1978 года стал устанавливаться генератор 17.3701 мощностью 500 Вт и силой тока 40 А со встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А), контактно-транзисторная система зажигания с транзисторным коммутатором ТК102, распределителем зажигания Р21-10, катушкой зажигания Б114, добавочным сопротивлением СЭ107 и свечами зажигания А10 (СН55-Б3) и комбинированным выключателем зажигания и стартера ВК350, а также стартер СТ15 мощностью 1,5 л.с. с включением с помощью электромагнитного тягового реле.
    В связи с установкой нового двигателя также подверглись изменениям следующие системы, узлы и детали:
    – система выпуска отработавших газов;
    – привод управления сцеплением;
    – рычаг переключения передач;
    – карданные валы;
    – первая поперечина рамы;
    – трубопроводы тормозной системы;
    – трубопроводы гидроусилителя рулевой системы;
    – трубопроводы отопителя кабины;
    – отдельные детали оборудования кабины (кронштейны средней подвески, крышка люка над КПП, коврик).
    Автомобили ЗИЛ-130АН не были предназначены для работы в качестве тягача, поэтому на них устанавливались одинарные тормозные краны и не ставились пневмо- и электровыводы на системы прицепа, тягово-сцепные устройства, а также опознавательные знаки автопоезда. Большей частью ЗИЛ-130АН сходили с конвейера в виде шасси для различных специализированных автомобилей, а доля обычных бортовых грузовиков в общей массе машин этой модификации была небольшой.

Текст - Юрий Воробьёв




    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 24 апреля 2016 года          
Последняя редакция - 04 марта 2018 года