ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-135
ЗИЛ-135Б

    В октябре 1958 года в СКБ ЗИЛ увидел свет четырехосный транспортер-амфибия ЗИЛ-135 (в ряде источников указывается, что автомобиль сразу имел обозначение ЗИЛ-135Б, подразумевая при этом, что модели ЗИЛ-135 не существовало в принципе. Автор же придерживается той версии, что первый образец имел все же наименование ЗИЛ-135, а уже все последующие модернизации имели соответственным образом добавленные буквы в обозначении). Автомобиль получил трансмиссию, в корне отличную от предшествующих конструкций СКБ: два двигателя ЗИЛ-123Ф, мощностью 120 л.с. каждый, и каждый через свою гидромеханическую передачу передавал крутящий момент на колеса своего борта. Такая схема позволяла сохранять подвижность даже при потере любых двух колес или одного двигателя.
    Ведущие мосты были размещены неравномерно - были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колеса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колеса шли по колее передних. Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою надежность, была установлена и на ЗИЛ-135. Отметим также, что ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение вообще отказаться от упругой подвески как таковой, что в некоторых случаях приводило к резонансному галопированию автомобиля на скоростях 8-15 км/ч и 40-45 км/ч.
    Амфибия имела цельнометаллический герметичный водоизмещающий корпус со встроенной рамой. Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водометов.

    10 марта 1959 года в ОКБ завода «Баррикады» были начаты работы по привязке пусковой установки комплекса «Луна» к колесному шасси. Были созданы проекты пусковых установок: Бр-226-I на шасси автомобиля ЯАЗ-214 и Бр-226-II на шасси автомобиля ЗИЛ-135. Впоследствии, после создания автомобиля ЗИЛ-135Е, также рассматривался проект Бр-226-III на этом шасси. (Также отметим, что в 1960 году разрабатывалась пусковая установка Бр-230 на специальном полуприцепе, который мог буксироваться седельным тягачом. Рассматривался и вариант размещения пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65.) Из всех существовавших вариантов были изготовлены только установки Бр-226-II, получившие индекс ГРАУ-2П21.
    8 июня 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР №378-180, касавшееся разработки колесной пусковой установки для ОТРК «Луна». Среди причин выбора колесного, а не гусеничного шасси следует упомянуть существенное увеличение ресурса ходовой части шасси, скорости его передвижения, уменьшение стоимости обслуживания (как сейчас принято говорить, «стоимости владения транспортным средством» - это понятие включает в себя как расход ГСМ, так и стоимость регламентного техобслуживания, ряд других затрат).
    В мае-июне 1959 года в излучине Дона в районе пос.Прудбой (испытательный полигон завода «Баррикады») были проведены испытания специального колесного шасси ЗИЛ-135 в составе пусковой установки 2П21 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна» - на фото слева и в центре. По результатам испытаний среди прочего было выявлено, что из-за превышения фактической массы комплекса над расчетной его способность плавать была утрачена – при попытке плыть по Дону машина чуть не перевернулась. По тем же причинам при ходовых испытаниях комплекса выяснилось, что максимальная скорость движения на суше не превышает 40 км/ч.
    После окончания ходовых испытаний установка в июле 1959 года была направлена для стрельб на полигон Капустин Яр. По результатам трех пусков ракет комиссией среди прочего были сделаны выводы о достаточной устойчивости пусковой установки при стрельбе с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта и о том, что перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16. Кроме того, после анализа воздействия газовой струи стартующей ракеты на СПУ от проекта Бр-226-I на шасси ЯАЗ-214 отказались.
    Сделанные по результатам испытаний выводы позволяли продолжить работы над дальнейшим совершенствованием колесного шасси.

    В октябре-декабре 1959 года с учетом замечаний, выявленных в ходе испытаний ЗИЛ-135, было построено три предсерийных бортовых амфибии ЗиЛ-135Б (на фото справа). Внешне эти машины от первого образца можно отличить по форме вентиляционных решеток на боковинах моторного отсека – у ЗИЛ-135 прорези решеток расположены вертикально, образуя квадрат, а у ЗИЛ-135Б - круг, затянутый сеткой. Однако, дальнейшие работы над амфибиями в рамках этого семейства пришлось остановить из-за изменения военными технических требований к специальным колесным шасси – было решено отказаться от идеи амфибийности в принципе. Кроме того, в связи с созданием модернизированного комплекса «Луна-М», постановлением Совета Министров № 694-233 от 15 июня 1963 года работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены «как по устаревшему образцу».



    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 16 января 2005 года          
Последняя редакция - 31 июля 2009 года