Интересно отметить, что конструкция полноприводного ЯАЗ-214 была разработана первой в новом семействе ЯАЗов. Его первые опытные экземпляры с кабиной от 210-го и обычными дисковыми двускатными колесами появились еще в 1951 году (на фото слева).
В дальнейшем для ЯАЗ-214 были спроектированы новая, расширенная на 335 мм кабина, более широкая и плоская облицовка радиатора и такие же по стилю крылья. Кстати, у предсерийных образцов, имевших уже односкатные, но все еще дисковые, колеса с размером шин 15,00-20, крылья, будучи не штампованными, а гнутыми, выглядели значительно более угловато. Оригинальное расположение жалюзи радиатора, горизонтальное, создававшее вместе с вертикальной решеткой эффект квадратной решетки, тоже впервые появилось именно на этой модели.
Двенадцатитонная машина, имевшая солидные габариты, выглядела весьма внушительно. Шестицилиндровый дизель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.г. позволял при собственной грузоподъемности в 7 тонн буксировать прицеп полной массой до 50 тонн (на бездорожье • до 10 тонн), "съедая" при этом около 55-60 л горючего на 100 км пути. Конструкция, конечно, не была лишена недостатков, коими, например, являлось отсутствие межосевого дифференциала между первым и вторым мостами, да и вся трансмиссия в целом была весьма усложненной, так как она была создана на базе аналогичного узла обычного грузовика колесной формулы 6х4.
Кузов (грузовая платформа) - металлический (сварной из листового металла), универсального типа, с откидным задним бортом. Платформа оборудована тентом и откидными скамейками вдоль боковых бортов. На платформе предусмотрены два ящика для хранения инструмента и цепей противоскольжения. Два запасных колеса установлены в специальном держателе за кабиной.
В 1951-1959 г.г. было выпущено 1265 автомобилей ЯАЗ-214. На его базе создавались специальные экскаваторы, подвижная пусковая установка 2П5 тактического ракетного комплекса "Коршун", машины для перевозки понтонов и др. В 1956 году был разработан специальный тягач высокой проходимости ЯАЗ-214-Ш7 (на фото справа) целевого назначения, имевший специальные отборы мощности, закрытый кузов с регулируемой температурой, специальные узлы и агрегаты.
В 1959 году производство ЯАЗ-214 было передано на Кременчугский автомобильный завод, где он выпускался под наименованием КрАЗ-214 до 1963 года. ЯАЗ-214 внешне отличается от КрАЗ-214 прежде всего наличием на верхней передней части капота фигурки медведя.
ЯАЗ-214 стал первым в СССР тяжелым трехосным грузовым автомобилем высокой проходимости с дизельным двигателем.
|