ООО "Черниговский Завод Специального Автотранспорта" (ООО "ЧЗСА")

"Чернигов"

Первый опытный "Чернигов",
1961 год

Второй "Чернигов" получил решетку радиатора, которая имеля прорези в форме букв ЧПК

Еще один пробный вариант "Чернигова"

Некоторые автобусы имели оформление передка в стиле ПАЗ-652. На снимке справа – камерваген ТОМ-2-64.

Автобусы "Чернигов" с цельнометаллическим кузовом первых серий имели оригинальную распашную дверь, выглядевшую как автоматическая ширмовая благодаря четырем узким окошкам.

В конце 1960-ых годов окно служебной двери получило единое стекло, окна салона получили сдвижные форточки во всю свою высоту, а прямоугольные подфарники уступили место круглым.

    В 1961 году производственным комбинатом Управления кинофикации исполкома Черниговского облсовета депутатов был разработан и изготовлен на базе грузовика ГАЗ-51А автобус вагонной компоновки с деревянным каркасом кузова. В салоне были установлены двухместные полумягкие сиденья, аналогичные устанавливавшимся в автобусах типа ПАЗ-651, выпускавшихся этим же предприятием. Кузов автобуса был обшит листовой сталью снаружи и фанерой изнутри. Боковые стекла смонтированы в деревянной раме и для проветривания салона могли опускаться. Доступ пассажиров в салон осуществлялся через единственную распашную служебную дверь по правому борту кузова. Рабочее место водителя было отгорожено от салона застекленной перегородкой и имело собственную дверь слева. Этот первый бескапотный автобус комбината получил над облицовкой радиатора характерную эмблему предприятия в форме ромба, внутрь которой были вписаны буквы ЧПК – «Черниговский Производственный Комбинат».
    Годом позже был построен еще один вариант автобуса вагонной компоновки с несколько иным художественным оформлением кузова. Самым заметным его отличием стала новая декоративная решетка радиатора: в капоте автобуса были сделаны прорези в виде вписанных в овал больших букв, составлявших название предприятия – ЧПК. По углам от овала были пробиты большие отверстия в форме треугольников с закругленными углами, которые зрительно образовывали с буквами прямоугольник. Прежняя эмблема в виде ромба, соответственно, не устанавливалась. Еще одной новинкой стала отдельная дверь, помимо основной служебной, предназначенная для пассажира, который располагался рядом с водителем в отгороженной от салона зоне. Остальные отличия невнимательный прохожий мог и пропустить: чуть большего размера (и по высоте, и по ширине) два плоских ветровых стекла в центре и иной формы скругленные трапециевидные стекла по бокам от них на углах передней части кузова; вертикально установленный аншлаг над ветровыми стеклами; иное расположение габаритных огней на боковых скатах крыши; заднее остекление подобно примененному на ПАЗ-652. Вместимость автобуса составляла 25 сидячих мест. При габаритах 6320х2350х2830 мм и полной массе 3720 кг максимальная скорость этого автобуса достигала 70 км/ч.
    В течение 1961-1963 годов было изготовлено несколько автобусов аналогичной компоновки, отличающихся друг от друга внешним оформлением, а уже ориентировочно с 1963 года был начат серийный выпуск автобусов вагонной компоновки под маркой «Чернигов». Выпуск капотных автобусов типа ПАЗ-651 в том же году был прекращен.
    Стоит отметить, что хотя основа кузова практически не менялась, выпущенные в разное время партии бескапотников различались внешним оформлением – часть машин даже имела в своей внешности явную аллюзию на экстерьер ПАЗ-652. Каркас кузовов автобусов первых лет выпуска изготавливался из дерева твердых пород. Именно на этих машинах впервые появился новый логотип предприятия пятиугольной формы, внутри которого располагались солнце, пятиконечная звезда и надпись «Чернигов». Объем выпуска автобусов в это время был сравнительно невелик – от 5 до 10 машин в месяц.
    В середине 1960-ых годов дизайн «Чернигова» немного изменился – в капоте появился большой прямоугольный вырез с закругленными углами, прикрытый вертикальными прутьями; маршрутоуказатель над лобовым стеклом стал состоять из двух частей; боковые стекла получили резиновые уплотнители и сдвижные форточки в верхней части. Примерно в это же время комбинатом был разработан цельнометаллический кузов, по габаритным размерам и арматуре практически идентичный кузову с деревянным каркасом. Первые серийные цельнометаллические автобусы под тем же именем «Чернигов» были выпущены ориентировочно в 1966 году – ЧПК стал одним из первых советских предприятий, освоивших серийное производство сварных кузовов с каркасом из прямоугольных труб. Естественно, имелись и небольшие отличия во внешности. В частности, панорамные ветровые стекла остались теми же, а вот маленькие боковые треугольные вставки между ними и боковыми окнами были из конструкции исключены; обращала на себя внимание хорошо заметная решетка системы вентиляции салона над маршрутоуказателем, прикрытая козырьком. Автобусы первых партий получили необычную распашную служебную дверь, благодаря четырем узким окошкам выглядевшую как автоматическая ширмовая, но сравнительно быстро от такого решения отказались. Стоит также отметить, что поскольку первое время автобусы – и с деревянным, и с металлическим каркасом кузова – выпускались параллельно, то в документации на автобусы с деревянным каркасом кузова добавлялась литера «Д».

    Основным потребителями автобусов «Чернигов» являлись киностудии и предприятия кинопроката, а пассажирские варианты могли использоваться для обслуживания театров и филармоний, да и просто в народном хозяйстве. На базе кузова автобуса «Чернигов» ранних выпусков были созданы кинооператорские машины (камервагены) ТОМ-2-64 и передвижные аппаратные звукозаписи (тонвагены) УПАЗ-652, но хотя выпускались они в тех же автобусных кузовах, в качестве основы для этих машин использовалось в основном более грузоподъемное шасси ГАЗ-53Ф, что было связано с увеличением массы автобуса из-за дополнительно устанавливаемого специализированного оборудования. Соответственно, колесная база этих автобусов составляла 3700 мм вместо обычных 3300 мм для ГАЗ-51А. Позднее, уже в цельнометаллических кузовах, изготавливались операторские ТОМ-3-66, звукозаписывающие УПАЗ-66 и ряд другой спецтехники – эти машины изготавливались уже на шасси ГАЗ-53А
    При создании специальных машин, предназначенных для организации киносъемочного процесса, работы велись по документации, присылаемой из технических отделов киностудий, где вычерчивался план салона. В Чернигове в автобус лишь монтировались ящики, столы, сиденья, устанавливались осветительные приборы, а вся техническая «начинка» впоследствии ставилась на местах силами заказчика в подготовленные для нее места.

    Выпуск автобусов «Чернигов» продолжался до 1973 года, когда его сменила новая модель АСЧ-03.



    Модель.


К другим автомобилям ЧЗСА               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 11 августа 2005 года          
Последняя редакция - 19 июля 2024 года