Самосвал ГАЗ-93 на базе ГАЗ-51 создавался совместными усилиями инженеров ГАЗа и УралЗИса. Сейчас уже сложно точно оценить вклад каждого предприятия в совместную работу, но на миааское предприятие была, как минимум, возложена задача создания самосвального кузова. Как бы то ни было, плодами этого труда воспользовались оба завода – ГАЗ получил самосвал ГАЗ-93, а на УралЗИСе несколькими годами позднее был налажен выпуск самосвала УралЗИС-351, гидравлическое оборудование и кузов которого были тождественны таковым у ГАЗ-93.
Изначально выпуск самосвалов ГАЗ-93, наряду с УльЗИС-253, предполагалось освоить на Новосибирском автомобильном заводе - в 1946 году было начато оборудование первых пяти заводских цехов, которые в 1947 году уже были подготовлены к сборке самосвалов. Однако, в связи с перепрофилированием НАЗа, в том же 1947 году был издан приказ за подписью Министра автомобильной и тракторной промышленности об организации производства самосвалов на Одесском автосборочном заводе, который к этому времени освоил крупноузловую сборку поступавших по ленд-лизу Studebaker, Chevrolet и Dodge. Объем выпуска самосвалов предусматривался на уровне до 10.000 (по другим сведениям – до 20.000) штук в год. Начало производства было запланировано на II квартал 1948 года и до конца того же года планировалось выпустить 3.000 экземпляров самосвала, но из-за затяжек с монтажом оборудования первые самосвалы выехали за ворота сборочного цеха в декабре 1948 года. Первое время сборка осуществлялась во временных помещениях – строительство главного корпуса было закончено лишь в декабре 1951 года.
Несмотря на то, что на ОдАЗ была возложена не только сборка самосвалов, но и изготовление своими силами грузовой платформы и подъемного оборудования, первое время все же некоторые узлы поступали по кооперации с МАЗа (насосы для опрокидывающего механизма), КАЗа (коробки отбора мощности), а впоследствии ГАЗ и ЗИС изготовили около полусотни штампов для штампового производства ОдАЗа, а МАЗ передал всю оснастку и инструмент для изготовления деталей масляного насоса. Уже в 1950 году выпуск самосвалов достиг отметки 60 машин в сутки, а в I квартале 1952 года завод достиг производительности 20 тысяч самосвалов в год.
ГАЗ-93 имел классическую для своего времени (50-е годы прошлого столетия) гидравлическую систему: насос был агрегатирован с гидроцилиндром и приводился в действие от коробки отбора мощности через карданный вал. Максимальное давление в гидросистеме составляло 15 кгс/см2. Управление подъемным механизмом осуществлялось из кабины. Самосвальная надстройка устанавливалась на шасси ГАЗ-51 с укороченной на 320 мм рамой. Грузоподъемность самосвала составляла 2,25 тонны. Металлический коробчатый кузов объемом 1,65 куб.м имел для разгрузки откидной задний борт. Для перевозки лекговесных грузов в боковых стенках кузова имелись отверстия и скобы для крепления надставных стоек для увеличения высоты бортов.
Несмотря на появление ГАЗ-93Д и ГАЗ-93Б, выпускавшихся параллельно (ГАЗ-93Б – возможно параллельно!) с ГАЗ-93, прямым наследником ГАЗ-93 можно считать ГАЗ-93А, который стал выпускаться в 1960 году на Саранском заводе автосамосвалов. |