ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-М72

    Серийный автомобиль ГАЗ-М72 (1955-1958).
    От "Победы" для этого автомобиля были фактически взяты лишь наружные кузовные панели. Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя - закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову "Победы".
    Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши (см. рисунок). В отличие от М-20, у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
    Вопреки распространенному мнению, от ГАЗ-69 была заимствована только раздаточная коробка и модернизированный передний мост. Коробка передач и та устанавливалась стандартная от М-20. Задний мост был разработан специально для М-72 и устанавливался только на этой машине! Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у "Победы" задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска и вовсе была пружинная.
    Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но с учетом необходимости работы на грязных проселках, на М-72 был впервые применен омыватель ветрового стекла.
    М-72 стала первой в мире полноприводной легковой машиной с безрамным (несущим) кузовом. Общее количество выпущенных экземпляров - 4677 шт.
    Следует отметить, что никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал. Поэтому название "Победа", которое приходится часто слышать в отношении этой машины, не является корректным.
    Напоследок следует упомянуть о "неоригинальных" М-72. Дело в том, что по мере износа мосты могли заменяться на редукторные от УАЗ-469. Также часто могли меняться двигатели, к примеру, на двигатель от ГАЗ-24. Один такой образец представлен на фотографиях - фото1, фото2, фото3, фото4. . Максимальная скорость у этого экземпляра не превышала 50 км/ч, поскольку дальше из-за сильной вибрации автомобиль начинал "саморазбираться".

    На странице использована информация из статьи А.Кузнецова "Победа" для сельских дорог", опубликованной в журнале "Автомобиль и сервис" №4/2000.



    В настоящее время модели ГАЗ-М72 предлагаются двумя мастерскими - "Студия КАН" (слева) и "Киммерия" (справа).


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу