ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-24 "Волга"

    Автомобиль ГАЗ-24 "Волга" относится к категории легковых автомобилей среднего класса, предназначенных для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием всех категорий.
    Первые опытные "двадцатьчетверки" - ГАЗ-М24 - увидели свет еще в 1968 году, а официальное широкомасштабное производство развернули только с 1970-го, когда на конвейере Горьковского автозавода седаны ГАЗ-24 окончательно вытеснили "Волгу" первого поколения - ГАЗ-21Р. ГАЗ-24
    Прямая с козырьком панель приборов оборудована ленточным спидометром и отдельно скомпонованными контрольно-измерительными приборами, маленьким перчаточным ящиком. Органы управления были аскетичны, а обод рулевого колеса тонок и скользок. Приборную доску изменили в 1975 году - спидометр стал стрелочным, несколько переработали и остальные органы управления. Передний ряд сидений с дополнительной маленькой подушкой и откидным подлокотником давал возможность разместиться спереди втроем. В 1977-м салон несколько модернизировали: спереди осталось только два отдельных места, иначе нельзя было применить ставшие обязательными ремни безопасности, тогда же их начали ставить и сзади. ГАЗ-24
    "Волга" ГАЗ-24 дала жизнь целому семейству автомобилей: такси 24-01, 24-04 и 24-07, универсал 24-02, карета скорой помощи 24-03 и другие модификации.
    ГАЗ-24 активно экспортировался во все социалистические страны и в меньших количествах поставлялся в капиталистические страны. Для стран с левосторонним движением была создана модификация с правым рулем 24-56.
    "Волга" активно использовалась как в КГБ СССР и милиции (фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6,), так и в органах безопасности и полиции социалистических стран (ЧССР - фото7, фото8; ГДР - фото9, фото10).
    ГАЗ-24 - основной участник всех ралли в СССР тех лет (фото11, фото12). А специально окрашенные "Волги" с символикой Олимпиады-80 (даже номерные знаки имели олимпийскую серию - ОЛМ) даже участвовали в сопровождении эстафеты передачи Олимпийского огня - фото13, фото14, фото15.
    Производство ГАЗ-24 продолжалось до 1985 года, когда его полностью вытеснило семейство ГАЗ-24-10.



    Без преувеличения можно сказать, что самой распространенной моделью 24-ой "Волги" у отечественных коллекционеров была и является в настоящее время модель саратовского п/о "Тантал" (ныне - п/о "Агат"). На фотографиях слева направо представлены базовая модель ГАЗ-24 (ранее имела номенклатурный номер А14), милицейский вариант (номенклатурный номер А26) и вариант "ралли Комсомольск" №24 (в настоящее время не производится). Все модели выполнены п/о "Тантал" (г.Саратов). В настоящее время п/о "Агат" значительно расширило ряд модификаций ГАЗ-24 - этим объединением производятся следующие тамповки базовой модели: пожарная, ВАИ, российская автоинспекция, раллийная и пр.

    Саратовская модель ГАЗ-24 стала базой для множества конверсий, созданных моделистами в нашей стране. Выше представлена лишь малая часть из них: модели А.Соколова (аварийная и милицейская) и модель автомобиля чехословацкой службы безопасности, выполненная объединением "Финоко" (г.Омск). По поводу последней модели автор также хотел бы добавить, что ему приходилось слышать о том, что ранее по заказам из социалистических стран ПО "Тантал" изготавливало свои базовые модели с соответствующими тамповками.


ГАЗ-24 Одесской фабрики игрушек ГАЗ-24 Одесской фабрики игрушек     Кроме представленных выше вариантов, во времена СССР несколькими фабриками игрушек выпускались модели ГАЗ-24. Об одной из них, производства Одесской фабрики игрушек пойдет речь ниже. Модели выпускались в масштабе 1/43, на номере модели значилось "ГАЗ-24-73", у самих моделей которых ничего не открывалось. Ее описание приводится со слов Василия Городного (г.Ровно):
    "Волга" была представлена в двух вариантах: гражданская и Милиция СССР. Все модели были из окрашенной в массе пластмассы, а "милиция" кроме соответствующего цвета, имела бумажные декали, синяя полоса бдоль борта с соответствующей надписью, и синий круг ГАИ на крышке багажнике. Модель комплектовалась одной синей мигалкой полукруглой формы. На крыльях и задней стенке - надпись "Волга", на стойке крыши имитация дефлекторов, проработка днища - идентичная таковому на киевской "Волге". Облицовка радиатора была дана отдельной деталью, фары передние выполнены стекляными. Проработка и исполнение салона идентично саратовским моделям. Колеса - диски пластмасса, шины с резиной, причем ее размер более соответствовал 14", нежели у саратовской. Коробка была без окошек, с рисунком с одной стороны гражданской "Волги", с другой - милицейской. Стоило это удовольствие 95 коп, а милиция 1,10.
    Со временем, когда пресс-формы поизносились, модель начало "коробить", особенно досталось левому переднему крылу. Милицейские исчезли раньше, а гражданскую последний раз я видел на рынке, продавали с рук, в 1992 году, но - это была уже на та "Волга": черное стекло, отсутствие салона, колеса - безликие штамповки."


    Наконец, в заключение следует отметить существование еще одной модели-игрушки ГАЗ-24 - фото1.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу