В 1983 году на Мытищинском машиностроительном заводе на базе шасси ЗИЛ-130Б2 была разработана принципиально новая для предприятия модель - самопогрузчик-бункеровоз ЗИЛ-ММЗ-4952 со съемным кузовом. Конструкция машины восходила к опытному бункеровозу ЗИЛ-164АК, разработанному еще в 1964 году. ЗИЛ-ММЗ-4952 предназначался для загрузки при помощи смонтированного на нем портального подъемника бункеров-накопителей (контейнеров) типа БНУ-8 объемом 8 куб.м после сбора в них строительного и крупногабаритного бытового мусора, а также их перевозки к местам утилизации и самосвальной выгрузки. Под загрузку контейнер снимался с рамы мусоровоза с помощью того же портального подъёмника и устанавливался на ровную площадку. Для привода гидравлического механизма портального подъёмника шасси оборудовалось одноступенчатой коробкой отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У-З-Л, монтировавшейся на коробке передач.
Серийное производство ЗИЛ-ММЗ-4952 началось в 1984 году, когда в сбыт были сданы первые две машины. С 1986 года в качестве базы стало использоваться шасси ЗИЛ-495710, входившее в обновленное семейство ЗИЛ-431410, а после прекращения выпуска автомобилей этого семейства в 1994 году ЗИЛ-ММЗ-4952 был "переведен" на шасси автомобилей семейства ЗИЛ-4331 и именно на эти машины пришелся рацвет использования бункеровозов в городском коммунальном хозяйстве. В середине 2000-ых годов руководством объединения «Метровагонмаш» было принято решение перевести выпуск ЗИЛ-ММЗ-4952, наряду с другими автосамосвальными установками коммунального направления на шасси различного типа, в свой филиал - Вышневолоцкий машиностроительный завод. Выпускавшаяся в Вышнем Волочке машина модели 4952 обозначалась как ВВМЗ-4952.
Также следует отметить, что самопогрузчики аналогичной конструкции выпускались рядом предприятий России - здесь можно упомянуть Ряжский и Плавский АРЗы, Свирский завод «АСО», рязанские «Берц» и «Центртранстехмаш». |