Спроектированный в 1964 году в рамках исследовательских работ ОГК ММЗ совместно с НАМИ промышленный самосвал грузоподъёмностью 4700 кг на шасси ЗИЛ-130Д1 получил грузовую платформу объёмом 2,75 куб.м из необычного конструкционного материала – стеклопластика. Толщина стенок кузова составляла 10-12 мм. Опытный образец платформы был изготовлен на Калининском заводе пластмасс контактным способом.
В 1965 году самосвал успешно прошел испытания в условиях работы в карьере, подтвердив возможность использования стеклопластика в качестве материала для изготовления самосвальных кузовов, но в массовое производство запущен не был. Вероятно, причиной тому стала крайне высокая трудоемкость изготовления полимерного кузова (как и у микроавтобуса «Старт»), значительно превышавшая трудоемкость изготовления сварного металлического. Даже потенциальная экономия металла при массовом выпуске и одновременное повышение грузоподъемности автосамосвала (вес пластиковой грузовой платформы составлял 410 кг против 650 кг у металлической) не стали весомыми аргументами для запуска таких машин в серию.
Тем не менее, во многом благодаря успешным итогам испытаний ЗИЛ-ММЗ-555ПЛ, работы по нетрадиционному использованию пластмасс в конструкции изделий ММЗ были продолжены:
- в 1973 году испытывались выполненные из стеклопластика крылья колес заднего моста на ЗИЛ-ММЗ-555;
- в 1974 году был успешно испытан и рекомендован к производству стеклопластиковый защитный козырек грузовой платформы ЗИЛ-ММЗ-555, защищавший кабину;
- в том же 1974 году испытывались стеклопластиковые передние брызговики колес заднего моста автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-554;
- испытана платформа из стеклопластика автомобильного прицепа ММЗ-81021.
Текст - Юрий Воробьёв |