В 1976 году Павловскому автобусному заводу выдали заказ: сделать холодильник на колесах. До того времени в СССР не было достаточно маневренной в условиях города машины, способной развозить мелкие и средние партии продуктов по больницам, школам, детским учреждениям, предприятиям общепита. Дело осложнялось тем, что наша промышленность толком не производила холодильных установок, приспособленных к работе в движении, а те что были - имели собственную массу до 700 кг. Вопрос решился на уровне министерств – холодильные установки проектировали с учетом требований автомобилистов. Главным из которых была устойчивая работа холодильников в условиях постоянных вибраций и дорожной тряски.
Первый опытный образец изготовили, можно сказать, методом «научного тыка». Конструктора непосредственно в экспериментальном цехе вместе с квалифицированными рабочими изобретали новый автомобиль. Взятый за базу каркас кузова ПАЗ-672Б обварили глухими панелями, в четырех местах предусмотрев распашные двери: две справа, по одной слева и сзади (не считая двери водителя). Две двери сразу за водительской кабиной предназначались для обслуживания холодильный установки. Вся работа по выпуску опытного образца заняла три месяца, в начале сентября 1976 года авторефрижератор был готов. Документацию на автобус для экономии времени готовили постфактум.
Еще до начала испытаний его показали руководству Минавтопрома во главе с министром В.Поляковым. Машина получила очень лестные оценки, с производством торопили. ПАЗу запланировали на 1977 год 300 таких машин. Для их производства пришлось организовывать спецучасток с аргонно-дуговой сваркой, т.к. все внутренние панели выполнялись из алюминия. Днище рабочего отсека сконструировали в виде ванны из трехмиллиметрового листового алюминиевого сплава, в качестве термоизоляции кузова использовали уже проверенные самовспенивающиеся материалы, применявшиеся на производстве ПАЗ-672С и ПАЗ-3201С, а также пенополиуретан и пенополистрол.
Заводские и государственные испытания провели сравнительно быстро – уже в августе 1977 года приступили к выпуску автохолодильников. Конечно, новая продукция требовала и освоения новой технологии - в итоге в 1977 году удалось сдать в сбыт всего 53 машины вместо планировавшихся трехсот.
В процессе работы над первой промышленной партией происходило и совершенствование машины. Если на первых рефрижераторах управление холодильной установкой водитель мог осуществлять только на стоянках, непосредственно в кузове, то вскоре ПАЗ-3742 оборудовали дистанционным управлением с возможностью контроля за работой холодильника с рабочего места водителя. Для лучшей герметизации грузового отсека заднюю дверь выполнили плоского сечения, соорудив специальный каркас на панели задка (на первом опытном образце дверь повторяла кривизну задних панелей, что создавало бы дополнительные сложности при изготовлении на потоке).
Индекс ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 (изотермический фургон аналогичной конструкции) получили не сразу, а лишь перед запуском в серию, в III квартале 1977 года. До того времени машину называли «авторефрижератор на базе ПАЗ-672».
Интересно оформление кузова. Первоначально, кроме надписи «Продукты», на кузове красовалось изображение снежинки. Когда же изготовили опытный образец изотермического фургона, возник резонный вопрос: а изотерм же – не холодильник, снежинка на нем вроде бы не по делу… Kак и когда на задней двери появилось изображение пары пингвинов, существует, по меньшей мере, четыре разных анекдота. Какой из анекдотов правильнее, вероятно, уже не разобраться, хотя авторы каждой версии настаивают на своей. Однако пара пингвинов вытеснила с задней двери снежинку. Более того, с тех пор все авторефрижераторы в России, неважно какого производства, стали именовать «пингвинами».
Уже в самом начале выпуска ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 руководство Минавтопрома приняло решение готовить их выпуск в Баку, перепрофилировав Бакинский завод автозапчастей в завод спецавтомобилей (БЗСА) - фото1. Стажировку на ПАЗе проходил достаточно большой контингент работников будущего БЗСА. Уже в 1978 году, наряду с выпуском готовых машин, ПАЗ отправлял в Баку сначала готовые машины для оснащения холодильным оборудованием, затем сваренные кузова, машкомплекты и отдельные сложные детали.
На ПАЗе выпуск ПАЗ-3742 и ПАЗ-37421 продолжался три года: с 1977 по 1979 включительно. Всего за эти годы было выпущено 806 авторефрижераторов ПАЗ-3742. |