Тихорецкий машиностроительный завод "Красный молот"

ТЗ-500

     Топливозаправщик ТЗ-500 начал выпускаться Тихорецким заводом «Красный молот» в 1964 году, после освоения Минским автозаводом базового грузовика МАЗ-500. До 1966 года (до момента полного снятия с производства МАЗ-200), топливозаправщики ТЗ-200 и ТЗ-500 выпускались одновременно. Впоследствии, после модернизации базового шасси, в 1971 году был начат выпуск топливозаправщиков на шасси МАЗ-500АШ, а в 1977 году, когда 500-ое семейство МАЗов было модернизировано еще раз, с конвейера «Красного молота» начали сходить топливозаправщики ТЗ-500 на шасси МАЗ-5334.
    Топливозаправщики ТЗ-500 предназначались для механической заправки летательных аппаратов авиационным топливом закрытым и открытым способами на аэродромах с твёрдым покрытием при температуре окружающей среды от -40 до +50°C.
    Отметим, что в отличие от топливозаправщиков ТЗА-7,5-500А (ТЗА-7,5-5334), обозначение которых менялось в зависимости от используемого шасси, ТЗ-500 все время выпускался под одним обозначением, что было связано с началом его выпуска до введения ГОСТа «Заправщики самолетов и вертолетов топливом. Общие технические требования», который и регламентировал обозначения вновь разрабатываемой техники.
    После запуска в серию ТЗА-7,5-500А, ТЗ-500 почти на 100% стал экспортным изделием – в народное хозяйство после 1972 года они практически не поставлялись. Часть машин изготавливалась для временного экспорта (для внешнеторговых организаций "Зарубежгеология", "Зарубежстрой" и т.д.) и по завершении работ за границей ввозились обратно в СССР.
    При некоторой внешней схожести, ТЗ-500 и ТЗА-7,5-500А были, по большому счету, разными по конструкции машинами. Практически, унифицированных было не более 5% узлов и деталей (даже удлинение рамы шасси было произведено разными способами).
    Основными вариантами окраски для топливозаправщиков были желто-песочный (экспортный вариант для арабских стран) и хаки. Последние ТЗ-500 покинули завод в декабре 1991 года – эти машины были отправлены во Вьетнам, Финляндию, Кубу и Афганистан. При этом формально ТЗ-500 числился в заводской программе до 1993 года – до момента полного окончания поставок шасси МАЗ-5334, снятых с производства МАЗом.

    Технические характеристики ТЗ-500:
    Габаритные размеры
    • длина — 7600 мм
    • ширина — 2650 мм
    • высота — 2900 мм
    • Расстояние от нижней точки передней оси до земли — 290 мм
    • Угол заднего свеса под нагрузкой — 23 град.
    • Угол переднего свеса под нагрузкой — 26 град.
    Общий вес
    • в снаряженном состоянии без нагрузки — 8295 кг
    • в снаряженном состоянии с полной нагрузкой, шофером и двумя пассажирами — 14225 кг
    емкость цистерны — 7800 литров
    эксплуатационная емкость цистерны — 7000 литров
    производительность раздаточной системы при раздаче (при 1450 л/мин оборотов насоса):
    через один рукав — 300 л/мин
    через два рукава — 500 л/мин
    время наполнения цистерны до 7000 литров:
    из глубины 3 метра — 16 мин
    из глубины 5 метров — 22 мин.
    тип насоса — самовсасывающий центробежный

    Модификации ТЗ-500:
    ТЗ-500Э – экспортный вариант.
    ТЗ-500ЭТ – тропическое исполнение экспортного варианта.

    Автор благодарит Валерия Ефремова (г.Тихорецк, Краснодарский край) за активную помощь в подготовке этого материала.



    Модель.


К другим автомобилям завода "Красный молот"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 24 февраля 2011 года          
Последняя редакция - 25 февраля 2011 года