Газобаллонные автомобили ЗИЛ-138А, их шасси и их модификации, выпускавшиеся с 1983 года, предназначались для работы на сжатом природном газе (метане) и бензине.
Автомобиль ЗИЛ-138А грузоподъёмностью 5400 кг (5200 кг при использовании баллонов из углеродистой стали) предназначался для работы на сжатом природном газе и бензине А-76 и оборудовался двигателем ЗИЛ-138А (базовый ЗИЛ-130, конвертированный для работы на СПГ) со степенью сжатия 6,5, мощностью 120 л.с. (88,4 кВт) и максимальным крутящим моментом 30 кГм при работе на газе и, соответственно, 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине.
В комплектацию этих грузовиков входили:
– восемь газовых баллонов из из конструкционной углеродистой стали 45 (тип 50-200, вес 90 кг) или конструкционной легированной хромомолибденовой стали 30ХМА или хромоникельмолибденовой стали 38ХНМА (тип 50-200Л, вес 62,5 кг) ёмкостью по 50 л (общий объём заправленного газа – 80 куб.м), устанавливавшихся поперёк рамы;
– наполнительный вентиль ВВ-73 и три расходных вентиля ВК-74 (магистральный и два баллонных);
– подогреватель газа, задействованный от выпускной системы двигателя;
– одноступенчатый редуктор высокого давления ДКП-1-65 с металлокерамическим фильтром;
– двухступенчатый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-91;
– переключатель вида топлива П20-А2;
– электрический манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– механический манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на первом баллоне);
– электромагнитный магистральный запорный клапан 22.3747 с газовым фильтром со сменным войлочным фильтрующим элементом;
– бензиновый фильтр тонкой очистки топлива с электромагнитным клапаном РС336;
– пусковой электромагнитный клапан 138А-4412050 с выключателем ВК322;
– контрольная лампа падения давления газа;
– выключатель аккумуляторной батареи ВК318-Б;
– изменённые средний пучок проводов и цепи проводов подсветки приборов;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались электромагнитными клапанами для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива. На автомобиле монтировались изменённые топливные трубки от бензонасоса к фильтру тонкой очистки и от фильтра к карбюратору. Газовые баллоны располагались в вырезах, выполненных в специальных деревянных продольных брусьях, монтировавшихся сверху лонжеронов рамы, и крепились к брусьям с помощью кронштейнов с хомутами, вентили баллонов располагались с левой стороны машины.
Для большей безопасности баллоны были разделены на две секции (4+4), в каждой из которых имелся свой расходный (баллонный) вентиль ВК-74, соединявшийся с баллоном с помощью тройника. Расходные вентили располагались на четвёртом баллоне передней секции и первом баллоне задней секции. Магистральный (основной) расходный вентиль ВК-74 с металлокерамическим фильтром и наполнительный вентиль ВВ-73 ввёртывались в распределительную крестовину, устанавливавшуюся на заднем кронштейне бензобака, к которой подключались трубопроводы от расходных вентилей обеих секций баллонов и трубопровод к редуктору высокого давления. Газовый редуктор низкого давления устанавливался на двигателе, электромагнитный магистральный запорный клапан – на передней стенке кабины в моторном отсеке, подогреватель подключался к левой приёмной трубе глушителя, редуктор высокого давления монтировался на левом лонжероне рамы под кабиной, датчик давления – в первой ступени редуктора низкого давления, пусковой электромагнитный клапан – на кронштейне на фланце корпуса редуктора низкого давления, переключатель вида топлива, выключатель пускового клапана и контрольная лампа падения давления газа – на панели приборов.
В результате перечисленных мероприятий произошло изменение конструкции кабины и рамы, выразившееся в-основном в виде введения дополнительных отверстий для крепления газового оборудования, держателя запасного колеса, брызговиков и монтажа газовых баллонов. В конструкции платформы использовались специфические поперечные брусья с усилителями в зоне опор, предназначенными для повышения прочности брусьев, унифицированными с деталями ЗИЛ-133Г1. Передние брызговики, вследствие установки пятого газового баллона, сместились ближе к колёсам и поэтому крепились к основанию платформы, а не к поперечному брусу, что привело к их унификации с брызговиками ЗИЛ-133Г1. Запасное колесо, вследствие недостатка места под платформой из-за установки газовых баллонов, размещалось под задней частью рамы в откидном держателе, унифицированном с держателем северной модификации ЗИЛ-130С.
Автомобили ЗИЛ-138А присутствовали в производственной программе завода на протяжении всего выпуска семейства ЗИЛ-130.
Текст - Юрий Воробьёв |