ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-50

    Новый двигатель модели ЗИС-120 и пятиступенчатая коробка передач, предназначавшиеся для автомобилей нового семейства ЗИС-150, были готовы для передачи в производство уже к июню 1946 года – существенно раньше, чем сама машина. В рамках заводского утвержденного плана на переход к выпуску новой модели первым этапом стало освоение в производстве (с января 1947 года) двигателя ЗИС-120 и организация выпуска ЗИС-5 с этим двигателем (без компрессора и с ограниченной до 80 л.с. мощностью), как имевшего лучшие эксплуатационные показатели. Такой автомобиль получил обозначение ЗИС-50 (опытный образец будущего ЗИС-50 в качестве экспериментального носителя агрегатов будущего ЗИС-150 был построен еще в 1944 году). Всего в 1947 году было произведено 847 двигателей ЗИС-120, из которых 144 были установлены на ЗИС-150, выпуск которых был начат 30 октября, а остальными, по-видимому, были укомплектованы грузовики ЗИС-50.
    Автомобили ЗИС-50 были практически не отличимы внешне от ЗИС-5. Главным внешним различием стала увеличившаяся длина капота у ЗИС-50 (поскольку двигатель ЗИС-120 был несколько длиннее двигателя ЗИС-5), в связи с чем, чтобы не изменять конструкцию крыльев машины, конструкторам пришлось разработать П-образную планку (бугель), на которой крепились фары и которая как бы опоясывала решетку радиатора спереди. Именно по этой планке можно отличить ЗИС-50 от ЗИС-5.
    Появление ЗИС-50 отнюдь не означало прекращения выпуска ЗИС-5 в его прежнем виде. Оба автомобиля – ЗИС-5 и ЗИС-50 – выпускались параллельно. Более того, к этим двум моделям с 30 октября 1947 года добавились серийные ЗИС-150. При этом начало выпуска семейства ЗИС-150 совсем не означало снятия с производства переходного ЗИС-50 – до 26 апреля 1948 года эти две машины выпускались параллельно, пока с 27 апреля прежние ЗИСы не уступили полностью место на конвейере новому ЗИС-150.
    Всего за все время выпуска конвейер ЗИСа покинули 468 бортовых ЗИС-50 и 11012 шасси под комплектацию, в том числе самосвальными кузовами типа СМ-50 завода московского "Аремз" и ММЗ-05 Мытищинского машиностроительного завода.
    За разработку двигателя ЗИС-120 3 мая 1948 года Г.А. Фесте, М.Ф. Цепкину и Г.Г. Михайлову была присуждена Сталинская премия.

Текст - Юрий Воробьёв, Игорь Денисовец



    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 30 сентября 2016 года          
Последняя редакция - 24 ноября 2016 года