ЗАО "Брянский автомобильный завод" (ЗАО "БАЗ")

специальное колесное шасси "135ЛМ"

    Во второй половине 1963 года завод приступил к выпуску специальных колесных шасси "135ЛМ" и "135ЛТМ", предназначенных для установки пусковой установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М» и транспортно-заряжающей машины соответственно. Разработка этих шасси так же, как и ЗИЛ-135К была проведена СКБ ЗИЛ под руководством В.А.Грачева, но на этот раз в их разработке принимали участие и специалисты БАЗа. Луна-M
    Первоначально разработанная ЗИЛом модель "135Л" имела автоматические гидромеханические 6-ступенчатые коробки передач, которые до этого изготавливало высокооснащенное инструментальное производство ЗиЛа. БАЗ такие ГМП делать не мог из-за отсутствия специального оборудования, поэтому пришлось срочно переделывать трансмиссию "135Л" на механические пятиступенчатые коробки передач ЯМЗ (с измененными передаточными числами), с двухдисковыми сцеплениями и решать вопросы синхронизации управления спаренными агрегатами. За зиму в СКБ закончили переделку одного шасси, и 4 марта 1963 года вышел первый автомобиль с механической трансмиссией – "135ЛМ" (ведущий конструктор - к.т.н. Л.П. Лысенко). Несмотря на то, что скорость и сила тяги автомобиля понизились, в тоже время повысилась экономичность машины. Луна-M
    Как и предшественник, шасси "135ЛМ" имело два параллельно установленных карбюраторных V-образных 8-цилиндровых двигателя ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. каждый. По бортам мотоотсека размещались два радиатора системы охлаждения, вентиляторы которых имели привод каждый от своего двигателя. Последние приводили во вращение и два мощных танковых электрогенератора. На двигателях впервые была применена электронная экранированная система зажигания. Все системы допускали раздельную работу силовых агрегатов; при отказе одного из них машина не теряла подвижности и могла уверенно дойти до базы, не сильно проигрывая в скорости и проходимости. Не было ни одного случая возврата ее на буксире даже в Афганистане. Отметим при этом, что основной причиной применения двухдвигательной компоновки явилось (будем объективны) не желание повысить надежность шасси, а отсутствие в СССР в то время автомобильного двигателя необходимой мощности. Надежность действительно повысилась, но вот расход топлива был прямо-таки катастрофическим... В войсках частенько шутили, что по расходу топлива 135-ая машина это диверсия против советской власти.
    В блоке с двигателями были смонтированы два двухдисковых сцепления с гидроприводом управления от одной педали. Обе пятиступенчатые коробки передач также имели оригинальный дистанционный привод управления от кулисы, установленной в кабине. Привод управления одной из коробок передач в случае отказа ее двигателя мог отключаться. Луна-M
    Впервые в практике отечественного автомобилестроения на серийных "135ЛМ" широко применялись кузовные и силовые панели из стеклопластика, более прочного, упругого и огнестойкого по сравнению с листовым металлом. Кроме кабины и бензобаков, из него были сделаны все наружные детали мотоотсека, его капоты, крылья колес, подножки, передний бампер (первоначально), аккумуляторный ящик, разъемные диски колес (на некоторых сериях). Из стеклопластика была даже изготовлена экспериментальная рама сотовой конструкции (в серию не пошла). Луна-M
    Внедрили новые шасси 135-ой серии в серию быстро – уже в декабре 1964 года первые 10 машин были отправлены на завод "Баррикады" под монтаж ПУ 9П113 и ТЗМ 9Т29 для ОТРК 9К52 "Луна-М". Пусковая установка имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 2,6 тонны для погрузки ракет. Эта ракетная система, резко поднявшая качественный уровень артиллерийского вооружения, нашла широкое применение в Советской Армии, в армиях наших союзников по Варшавскому договору, а также в Египте, Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане (с 1968 года выпускался тропический вариант шасси - "135ЛМТ" (в литературе также встречается другое его обозначение - "135Л7")) - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5. Тогда они являлись самым мощным оружием пехотной дивизии.
    Отметим также, что шасси "135ЛМ" использовалось инженерными войсками для самоходного плавающего понтона "Волна" (на фото вверху справа). Под "Волну" использовалось не комплектное шасси "135ЛМ" а скорее его агрегаты и узлы. Доработки на Навашинском машиностроительном заводе (одно время назывался Навашинский кораблестроительный завод) производились большие. В Навашино отправлялись шасси "135ЛМ", но там они чуть ли ни заново разбирались и собирались вновь - кабина была новой.
    Примечательно, что выпуск этих машин и их модификаций продолжался БАЗом до 1993 года, а всего было изготовлено более 5.000 экземпляров различных модификаций. В результате, за более чем 25-летний период производства, шасси "135ЛМ" подвергалось лишь мелким усовершенствованиям: ввели телескопические гидроамортизаторы, поршневые пневмоусилители тормозов (вместо диафрагменных), усилители привода сцеплений, новый щиток приборов, более совершенный отопитель кабины.
    В течение производства 135-го шасси БАЗ неоднократно экспериментировал с конструкцией. Были созданы шасси "135Л1" (с двухступенчатой раздаточной коробкой, которая позволяла расширить рамки между максимальной силой тяги и максимальной скоростью, увеличив и тот и другой параметры. Но большие ее габариты и ухудшение кинематики ведущих карданных валов заставили самих создателей отказаться от нее), "135Л2" (1965 год - с независимой подвеской средних пар колес (также с двухступенчатой раздаточной коробкой), что несколько повысило плавность хода, но увеличило массу шасси на тонну и снизило боковую жесткость машины при приложении нецентральной нагрузки, вполне реальной в эксплуатации), "Э135Г" (с газотурбинным двигателем) и некоторых других. В итоге экспериментов было создано специальное колесное шасси "135М1", послужившее прелюдией к созданию нового семейства колесных шасси "135МБ".
    В настоящее время один из экземпляров ПУ 9П113 "Луна-М" на специальном колесном шасси "135ЛМ" находится в экспозиции Рязанского Военного Автомобильного института (РВАИ). Во многих военных частях колесные шасси 135-го семейства, снятые с боевого дежурства, используются в качестве учебных - на фото в третьем ряду.

    Отдельно следует отметить опытный пожарный автомобиль АЦ-60(135)-134, созданный в 1970 году в ОКБ завода «Пожмашина» (ныне - Прилукский завод «Пожспецмаш») на базе шасси ЗиЛ-135ЛМ. Длина автомобиля составила более 10 м, а ширина — 3330 мм. При полной массе 20 т автоцистерна вмещала 4000 л воды, 500 л пенообразователя. Кроме того, АЦ-60 оборудовался телескопической мачтой для подачи воды и пены через лафетный ствол и пеногенераторы. Мачта выдвигалась на 20 метров и имела вверху телевизионную установку для визуального наблюдения за процессом тушения. Автомобиль был передан для дальнейших испытаний и доводки в ЦНИИПО. Серийно не выпускался. Опытный образец не сохранился.



    Модель.


К другим автомобилям марки "БАЗ"("БЗКТ")               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 14 января 2009 года          
Последняя редакция - 14 января 2009 года