ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-744П / ПАЗ-745

ГАЗ-63П с полуприцепом
ПАЗ-744П (ПАЗ-745)

ГАЗ-63Д с колесами от ГАЗ-63
и активным полуприцепом
ПАЗ-744П (ПАЗ-745)

    Помимо полуприцепов семейства ПАЗ-744 гражданского назначения, еще одной разработкой на базе 744-й модели стал бортовой полуприцеп общевойскового назначения ПАЗ-745. Он представлял собой фактически отпиленный по контуру поясной линии фургон. Поскольку изначально базовый полуприцеп имел цельнометаллический кузов несущего типа с объединённым сварным основанием, для сохранения жёсткости конструкции верхняя часть кузова ПАЗ-745 сохранила шпангоуты несущей системы каркаса, которые одновременно выполняли роль несъёмных дуг для брезентового тента. Обрешётка верхней части боковин полуприцепа была выполнена дощатой.
    Сам прицеп по требованиям основного заказчика, Министерства обороны, имел двойное назначение. Его можно было использовать как грузовой для перевозки различных хозяйственных или армейских грузов либо как средство для транспортировки личного состава. Для использования по второму назначению в кузове полуприцепа по бортам располагались откидные скамейки.
    В общей сложности Павловский автобусный завод в течение 1958 года изготовил 69 товарных полуприцепов ПАЗ-745, которые получили обозначение как модификация ПАЗ-744П. Все они были отгружены в армию, а небольшая часть из них попала на экспорт в КНР и Вьетнам, где, по некоторым сведениям, эти полуприцепы были переоборудованы для перевозки ракетных установок.

    Интересно, что в том же 1958 году на 38-м Опытном заводе АВТУ МО СССР (г. Бронницы) два полуприцепа ПАЗ-744П реконструировали в активные с механическим приводом от тягача ГАЗ-63Д, а мосты полуприцепов от ГАЗ-51 заменили на мосты ГАЗ-63. На одном из полуприцепов была применена схема с поворотной (управляемой) осью прицепа. Результаты испытаний показали, что активный автопоезд с управляемым полуприцепом позволяет уменьшить при поворотах автопоезда проезжую полосу на 30% и габаритный коридор на 20%. Несмотря на столь значительный эффект, дальнейшего продолжения тема не получила в связи с прекращением производства полуприцепов ПАЗ-744П.

приведено по статье Дениса Дементьева "Полуприцепы на службе"
журнал "Грузовик Пресс" №5/2012



    На сегодняшний день единственным известным автору производителем модели полуприцепа ПАЗ-744П является Саратовская лаборатория минимоделей, предлагающая эту модель в сцепке с тягачом ГАЗ-63П.


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 09 августа 2019 года          
Последняя редакция - 09 августа 2019 года