ООО "Чкаловский автобусный завод" (СП "Худжанд-ЗИЛ")

"Таджикистан-5"
"Таджикистан-3205"

    Испытания на Дмитровском автополигоне (НИЦИАМТ) моделей "Таджикистан-3" и "Таджикистан-4" показали, что под шасси ЗИЛ-130 необходимо разрабатывать новый кузов.
    Работы по созданию модели «Таджикистан-5» длились меньше года: трудились в напряженном режиме, иногда по 14 часов в сутки. В итоге в 1975 году на полигон НАМИ были представлены два первых образца нового автобуса. В целом, конструкция получилась удачной и на следующий год доработанный под серийное производство «Таджикистан-5» вновь отправился в Дмитров. По результатам комплексных испытаний автобус признали годным к серийному выпуску, и за истекший 1976 год на заводе успели изготовить первую партию из 19 автобусов.
    Несколько лет «Таджикистан-5» выпускался малыми партиями параллельно с автобусом "Таджикистан-2Б". В это же время автобусы постепенно модернизировали, избавляя от «детских болячек», которые неминуемо всплывали при их эксплуатации. В 1978 году они получили более широкую трёхстворчатую (!) пассажирскую дверь взамен двухстворчатой, новою переднюю светотехнику. Уже 1 августа 1980 года был выпущен 1000-ый автобус Т-5, полностью сменивший устаревшую модель на конвейере. В 1982 году автобусы получили наименование по новой отраслевой нормали - «Таджикистан-3205». Смена названия никак не отразилась на самой конструкции автобуса (интересный нюанс: чуть позже индекс «3205» получит также автобус ПАЗ - такой казус получился, поскольку «Таджикистан» не имел официально присвоенного индекса по линии Минавтопрома).

    В 1986 году для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по заданию Минсредмаша в экстренном порядке были построены несколько партий 20-местных спецавтобусов «Таджикистан-3205» со свинцовыми панелями в обшивке кузова и системой принудительной вентиляции воздуха. Все 50 с небольшим автобусов имели измененную конструкцию пассажирских сидений, при которой приходилось сидеть почти на самом полу, и тщательно обработанные герметиком швы обшивки. Осознавая важность задания, коллектив завода работал круглые сутки в режиме военного времени. С момента получения заказа до отгрузки первой партии из 10 «свинобусов» прошло всего 15 дней: в июне 1986 года на них уже ездили ликвидаторы, строившие «саркофаг» - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6.

    (Информация подготовлена по материалам статьи Дениса Дементьева "Дитя советского автома", опубликованной в №2/2008 журнала Грузовик Пресс. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу           Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 25 марта 2008 года