Помимо создания цельнометаллического джипа версии УАЗ-31514, выпуск которого был начат в 1993 году, автозаводом задолго до этого рассматривался и более комфортабельный вариант автомобиля, работа по которому проводилась под руководством Главного конструктора В.Ф. Чирканова.
 Этот автомобиль получил обозначение УАЗ-3160. По сути, он представлял собой изрядно доработанное шасси УАЗ-31512 с новым кузовом, в разработке которого принимали участие специалисты АвтоВАЗа. Новая модель экспонировалась на различных выставках с начала 90-ых годов, а ее серийное производство началось в 1997 году.
 УАЗ-3160 получил значительно более комфортабельный салон, нежели УАЗ-31514 – стала устанавливаться «легковая» передняя панель с комбинацией приборов ВАЗ-2107, травмобезопасное рулевое колесо, кресла с подголовниками и регулировками (при этом сиденья второго ряда можно было сложить в соотношении 2:1), двери получили формованную обивку. Задние кресла, как и передние, оборудовались трехточечными инерционными ремнями безопасности. Рулевая колонка могла регулироваться по высоте, кроме того рулевое управление получило гидроусилитель руля, который, однако, был недостаточно откалиброван, из-за чего обратная связь практически отсутствовала. Спереди устанавливались вентилируемые дисковые тормоза, а задние по-прежнему были барабанными.
 Как и предшественник, УАЗ-3160 получил семь мест, из которых пять были обычными сиденьями в салоне автомобиля и два жестких откидных сиденья в багажнике. Автомобиль получил открывающуюся на правую сторону заднюю дверь с закрепленной на ней снаружи запаской. В целом, несмотря на то, что по содержанию УАЗ-3160 практически повторял УАЗ-31512, внешне новая машина смотрелась кургузо из-за желания разработчиков сделать полноразмерные передние двери, искуственно "зажав" по длине при том двери второго ряда. Эта дизайнерская ошибка была устранена уже на длиннобазном УАЗ-3162.
 Трансмиссия в целом была унаследована от прежнего УАЗика – устанавливалась модернизированная двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей и жестко подключаемым передним мостом, без блокировок дифференциалов. Коробка передач первое время устанавливалась четырехступенчатая, но впоследствии была заменена на полностью синхронизированную пятиступенчатую производства Арзамасского машиностроительного завода. Оба ведущих моста были типа «Спайсер» с неразъемным картером и муфтами быстрого подключения полуосей переднего моста. Благодаря усовершенствованным ШРУСам был увеличен угол поворота управляемых колес, что позволило уменьшить радиус поворота автомобиля. Передний мост получил пружинную подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости, при этом сзади остались малолистовые рессоры.
 Одними из преимуществ пружинной подвески являлись повышение комфортабельности автомобиля и повышение пассивной безопасности машины за счет организации зон преднамеренной деформации рамы, что было сделать проще, чем в случае рессорной подвески. Также специалистами ожидалось улучшение устойчивости автомобиля, однако именно этот момент завод не доработал в конструкции УАЗ-3160 – нередки были случаи, когда в сравнительно пологом повороте отрывались от земли колеса одной стороны автомобиля и тот ложился на бок. Как правило, это происходило на скоростях 70-90 км/ч на автомобилях с гидроусилителями руля, которые были укомплектованы внедорожными покрышками, не применявшимися при заводских испытаниях машины – с высоким профилем и мягкими боковинами. Поскольку центр тяжести у УАЗ-3160 был существенно выше, чем у УАЗ-31512 (а при установке такой резины центр тяжести смещался еще выше) автомобиль, управляемый недостаточно опытным водителем, при входе в поворот накренялся до критического уровня, после чего боковины «внутренних» покрышек "подламывались", колеса с «внешней» стороны отрывались от земли, водитель не чувствуя обратной связи с колесами (ГУР ее не обеспечивал!) применял экстренное торможение, чем еще сильнее нагружал «внутренние» колеса, и автомобиль падал на бок.
 Сборка первых партий УАЗ-3160 осуществлялась вручную по обходным технологиям, а в дальнейшем, для производства нового семейства, был выстроен новый цех. Однако, при проектной мощности 50.000 машин в год, в 2003 году, из-за слабого спроса на эту модель реально годовой объем выпуска не дотянул даже до тысячи экземпляров, при том что в этом же году автозавод смог продать более 30 тысяч машин семейства УАЗ-3151. Базовое исполнение УАЗ-3160 предлагалось потребителям по цене ~9.000USD, что было почти в два раза дороже обычного УАЗ-31512.
 Базовый УАЗ-3160 комплектовался карбюраторным двигателем УМЗ-421.10 рабочим объемом 2,9 л и мощностью 115 л.с. – эта модификация получила обозначение УАЗ-31601. Выпуск этого автомобиля продолжался до 2001 года, когда на конвейер встала модификация УАЗ-31602 с более мощным инжекторным двигателем ЗМЗ-409.10.
 Производство всех модификаций УАЗ-3160 было прекращено в 2003 году - предполагалось существенно доработать конструкцию машины и снова запустить ее в производство, но в итоге все изменения были внедрены только на его длиннобазном варианте УАЗ-3162. |