В 1968 году в рамках работ по семейству ЗИЛ-133 колесной формулы 6х4 были изготовлены опытные бортовой грузовик ЗИЛ-133Я и седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ, оснащенные опытным дизелем ЯМЗ-6Э641. В 1972 году этот же, построенный ранее, экземпляр ЗИЛ-133ВЯ был перестроен под еще несерийный двигатель ЯМЗ-740 мощностью 210 л.с.
Еще в 1970 году, согласно планов опытно-конструкторских работ Минавтопрома, на ЗИЛе была официально открыта тема по созданию дизельных автомобилей повышенной грузоподъемности. Разработка этого семейства неожиданно затянулась – только решения по нему принимались в период с 1970 по 1974 годы – Минавтотранс РСФСР в лице своего отраслевого института НИИАТ возражал против выпуска семейства, ссылаясь, как и в случае с ЗИЛ-130, на низкую несущую способность основной сети дорог. Тем не менее, дизельные ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ вместе с бензиновым ЗИЛ-133Г2 успешно прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к производству.
ЗИЛ-133ВЯ с дизельным двигателем КАМАЗ-740, полностью готовый к производству в 1976 году, предназначался для работы с полуприцепами грузоподъёмностью до 15000 кг и общим весом до 23000 кг. В серийное производство ЗИЛ-133ВЯ так и не попали – будучи нацелены на крупнотоннажные междугородные перевозки, эти машины тем не менее получили старую кабину ЗИЛ-130 без спального места, что автоматически делало их неконкурентными с точки зрения удобств для водителя по сравнению с КАМАЗ-54112, эксплуатационные характеристики которого были аналогичны ЗИЛ-133ВЯ.
В итоге, ЗИЛ-133ВЯ были изготовлены небольшой партией в первой половине 80-х годов ХХ века. Основным их потребителем стало автохозяйство ЗИЛа, использовавшее тягачи совместно с полуприцепами различного назначения на строительстве объектов собственной инфраструктуры ЗИЛа.
Текст - Юрий Воробьёв |