Первоначально для выпуска самосвалов заводом №40 Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР (с 25 сентября 1948 г. – Мытищинский машиностроительный завод) поставлялось готовое шасси грузовика ЗИС-150, которые дорабатывались на месте. Но уже с мая 1948 года Московский автозавод имени И.В. Сталина освоил выпуск шасси ЗИС-120Г (индекс присвоен 26 апреля того же года), специально спроектированного для использования в качестве самосвального шасси. В Мытищах на этих шасси выпускались строительные самосвалы ЗИС-585 и ЗИС-585В, а также сельскохозяйственные самосвалы ЗИС-585Е.
От базовой модели шасси ЗИС-120Г отличалось следующим:
– вследствие установки коробки отбора мощности на правом люке коробки передач, в системе выпуска газа устанавливалась приёмная труба глушителя изменённой конфигурации с дополнительным коленом;
– отсутствовали держатель запасного колеса, поперечина буксирного прибора с буксирным крюком, задний фонарь и кронштейн крепления номерного знака.
Задний фонарь, кронштейн крепления номерного знака и запасное колесо входили в комплект поставки шасси, поставлялись вместе с автомобилем и устанавливались на ММЗ в процессе сборки самосвала. Примечательно, что ЗИС, не устанавливая заднюю поперечину рамы и буксирный крюк, тем не менее оставил для ЗИС-120Г лонжероны рамы стандартной длины – задние концы лонжеронов укорачивались на 714 мм уже в Мытищах и там же в крайних отверстиях кронштейнов задних рессор крепились правый и левый буксирные крюки, унифицированные с передними.
Модернизируясь по шасси наряду с остальными автомобилями семейства ЗИС-150, шасси ЗИС-120Г также получили свой пакет изменений, связанный с особенностями эксплуатации этих машин:
– в августе 1951 года, из-за многочисленных случаев поломок задних частей лонжеронов рам самосвалов ЗИС-585, на шасси ЗИС-120Г стала ставиться временная дополнительная задняя поперечина без буксирного прибора, планировавшаяся к установке до окончания разработки и постановке на производство итоговой конструкции поперечины.
– с 1953 года в Москве начало выпускаться измененное шасси ЗИС-120Г с укороченной на 714 мм (уже непосредственно на ЗИСе!) в задней части рамой со своими специфическими лонжеронами. В целях недопущения случаев поломок на раму вновь стала монтироваться поперечина буксирного прибора с буксирным крюком.
– в ноябре 1954 года, в целях устранения поломок рамы шасси, причиной которых являлось образование трещин на верхних горизонтальных полках лонжеронов на расстоянии 500-550 мм от кронштейна задней опоры двигателя против диска ручного тормоза, внедрены привариваемые точечной сваркой усилители.
Шасси ЗИС-120Г выпускалось до 1957 года, когда на смену ему пришло шасси аналогичного назначения ЗИЛ-164Г.
Текст - Юрий Воробьёв |