ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-6
Один из первых ЗИС-6. Бампер позволяет предположить, что это специально подготовленный для показа экземпляр.
ЗИС-6 на автомобильном параде в честь 15-летия Советской автопромышленности
Москва, 18 ноября 1939 года
ЗИС-6 в экспозиции советской техники на ВСХВ в павильоне "Механизация", 1939 год
В Литву была поставлена партия шасси ЗИС-6 без кабины. Кабины и кузова для автомобилей литовской армии были изготовлены местными предприятиями
ЗИС-6 эксплуатировались и после войны, пока не были вытеснены из армии и народного хозяйства более современными моделями.

    По итогам испытаний двух построенных трехосных грузовиков АМО-3-НАТИ с разными типами главных передач ведущих мостов был сделан вывод о предпочтительности использования червячной передачи, как более надежной, пусть и в ущерб максимальной скорости передвижения грузовика.
    Построенные в 1932 году в продолжение работ над АМО-3-НАТИ два опытных АМО-6 выглядели уже в точности, как серийные машины, получив полностью закрытые кабины и 73-сильные двигатели ЗИС-5. Тем же летом эти машины были отправлены в испытательный пробег по маршруту Москва-Минск-Москва, где неплохо себя показали. Еще пять АМО-6 были собраны к 26 июля 1933 года вместе с пятью АМО-5 – из них один АМО-5 и один АМО-6 получили опытные двигатели мощностью 83-85 л.с. Стоит отметить, что несмотря на то, что московский завод АМО стал именоваться автозаводом имени Сталина еще с 01 октября 1931 года, долгое время это никак не сказывалось на обозначении выпускаемой продукции и автомобили продолжили выпускаться под маркой АМО. Но АМО-5 и АМО-6, преподносимые как полностью новые советские модели, в серию пошли уже как ЗИС-5 и ЗИС-6 соответственно.
    Первые серийные ЗИС-6 были выпущены в декабре 1933 года. По сравнению с ЗИС-5, грузоподъемность ЗИС-6 увеличилась на одну тонну, достигнув отметки 4 тонны, но при движении по проселку максимальная грузоподъемность снижалась до уровня 2500 кг. Помимо червячных передач в ведущих мостах, трансмиссия ЗИС-6 также получила двухступенчатый демультипликатор с передаточными соотношения: 1,53:1 вперёд и 1,11:1 назад, конструкция которого была разработана в НАТИ под руководством А.А. Крживицкого. В целом, ЗИС-6 для производственных подразделений автозавода стал своего рода аналогом ГАЗ-ААА – как и горьковская трехоска, московская, будучи предельно похожа внешне на базовую двухосную машину своего семейства, была, тем не менее, в значительной степени с ней разунифирована, что негативно отражалось на ее стоимости. Помимо балансирной тележки с полуэллиптическими рессорами и парой реактивных тяг, ведущих мостов с червячными главными передачами и демультипликатора, в конструкцию ЗИС-6 были введены новый радиатор увеличенной производительности, иной размерности карданные валы, усилители рамы, дополнительный бензобак увеличенной до 105 литров емкости, оригинальная грузовая платформа, оригинальный кронштейн крепления запасного колеса, а также ряд других узлов и деталей.
    Как и ЗИС-5, ЗИС-6 получил стояночный тормоз, действовавший на ведущие колеса, и рабочий тормоз с механическим приводом, действовавший на все колеса. При этом в рабочую тормозную систему, с учетом значительно увеличившейся массы автомобиля, был включен вакуумный усилитель привода. В эксплуатации же у автомобиля нередко использовались лишь задние тормоза. Дело в том, что, в отличие от привода задних тормозных механизмов, реализованного тягами, передние механизмы приводились в действие посредством тросового привода. Тросики в СССР были дефицитом и нередко после их износа новые найти оказывалось просто невозможно, поэтому машины семейства ЗИС-5 эксплуатировались дальше без передних тормозов. Двигатель у ЗИС-6 остался тем же, что и у ЗИС-5 – более мощный двигатель ЗИС-16 еще не выпускался, а когда появился, то его установка на трехоску была запланирована лишь с 1941 года. В этот же период предполагалось внедрить в конструкцию шестеренчатый редуктор, но война сорвала эти планы.
    Конвейерный выпуск ЗИС-6 продолжался до октября 1941 года, пока не было остановлено все производство на автозаводе в связи со срочной подготовкой предприятия к эвакуации. Последние ЗИС-6 были собраны в Москве в январе 1942 года из задела оставшихся деталей, уже после эвакуации основного производства, а на новых производственных площадках ЗИСа, возникших после эвакуации оборудования в Шадринск, Челябинск, Ульяновск и Миасс, ЗИС-6 не выпускался – при эвакуации была утрачена часть оборудования для изготовления червячных пар главных передач. А потом, с началом поступления по ленд-лизу иностранных трехосных полноприводных грузовиков, проходимость которых была значительно выше, чем у ЗИС-6, возврат к его выпуску стал просто неактуален.
    Согласно книге Дмитрия Дашко «Советские грузовики 1919-1945», общий объем выпуска ЗИС-6 с 1933 по 1942 год составил 22 213 автомобиля, включая 14 416 экземпляров шасси под монтаж специальных кузовов и оборудования. Несмотря на сравнительно небольшой объем выпуска ЗИС-6, этот грузовик наряду с ЗИС-5 экспортировался в Литву, Болгарию, Турцию, Иран, Испанию и ряд других стран. Некоторое количество ЗИС-6 стало трофеями финской армии в ходе Зимней войны 1939-1940 годов.


    Последняя на сегодняшний день массовая модель ЗИС-6 была выпущена в апреле 2020 года издательством Modimio в рамках журнальной серии "Легендарные грузовики СССР". Позднее эта модель была перевыпущена брендом AVD в виде комплекта деталей для самостоятельной сборки и окраски.


    В июне 2013 года брендом "Наш Автопром" в рамках большой серии машин семейства ЗИС-5 была выпущена и модель ЗИС-6. Коллекционерам были предложены два исполнения модели – экспортная синего цвета и с передним бампером, а также обычный грузовик защитного зеленого цвета.


    На фотографиях в этом ряду представлены модели ЗИС-6, выпускавшиеся в 1990-2010 годах запорожской мастерской "Миниклассик" (г.Запорожье) и санкт-петербургским предприятием ЛОМО-АВМ (на фото справа).


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 сентября 2005 года          
Последняя редакция - 14 марта 2025 года