"Московский завод пожарных машин"

    Первое название этого завода - завод №6 Автопромторга (или завод №6 ГУТАП в Москве - Миусский авторемонтный завод). Он являлся филиалом завода АМО и вырос из небольшого авторемонтного предприятия, став основным производителем пожарных автомобилей. Впоследствии завод был переименован в Московский завод пожарных машин.
    В июне 1925 года на заводе №6 Автопромторга был выпущен первый советский пожарный автомобиль на 3-х тонном шасси "Паккарда". Этот автомобиль стал участником первой советской автомобильной выставки, состоявшейся 24 сентября 1925 года в Москве. В дальнейшем, из маленьких задымленных цехов завода ежемесячно выходили 10 автомобилей, что для того времени было большим достижением. Для пожарных автомобилей на заводе использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 тонны и 3-х тонные шасси "Паккард" после их восстановительного ремонта.
    К началу 1927 года заводом уже было выпущено около 400 пожарных автомобилей. В марте 1927 года на основании консультации с представителями промышленности, конструкторских и исследовательских органов центральный пожарный отдел на специальном совещании принял решение о том, "что при наличии в РСФСР отечественного производства пожарных автомобилей общеустановленного типа, ввоз таких автомобилей из-за границы не вызывается необходимостью". В конце 1927 года завод полностью перешел на использование шасси только отечественного производства - АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 тонны и Я-3 грузоподъемностью 3 тонны. С 1929 года производство пожарных машин было сосредоточено на заводе №6 ГУТАП в Москве (Миусский завод).
    С октября 1931года Миусский авторемонтный завод (позже он получил название Московского завода пожарных машин) начал выпуск пожарных линеек на 12 человек на шасси автомобилей семейств ЗИС-5 и ГАЗ-АА, а впоследствии и цистерн на тех же шасси.
    После войны завод приступил к выпуску пожарной техники на шасси ГАЗ-51/63 и ЗИС-150/164/151. Последние пожарные машины на шасси ЗИЛ-130 покинули завод в середине 60-ых годов ХХ века, а примерно в начале 80-ых годов заводские корпуса были разобраны и на его месте выросли жилые кварталы.

Модельный ряд Московского завода пожарных машин:
Довоенный
период:

Пожарные линейки:

Пожарные цистерны:

Автонасосы:

на шасси
АМО-Ф15

"Автодоровец"

ПМЗ-1

ПМГ-1

ПМГ-3

на шасси
АМО-Ф15

ПМЗ-2,
ПМЗ-3,
ПМЗ-6

на шасси
ГАЗ-ААА
(ПМГ-8)

НАТИ
на шасси
ЯГ-10

на шасси
ГАЗ-11-51

ПМЗ-5

.
Послевоенный
период:

Пожарные цистерны:

Спецтехника:

ПМЗ-8

ПМГ-5

ПМГ-6

ПМГ-12

АР
на шасси
ЗИС-150

АР
на шасси
ГАЗ-63

АГДЗС
на шасси
ЗИС-150


Этот раздел подготовлен по материалам и при участии Александра Говорухи


К другим производителям пожарного оборудования               К общему списку моделей                На Главную страницу