ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

Сходства и различия семейств ГАЗ-52/53

тип 1

тип 2

тип 3

тип 1

    Прежде всего следует отметить, что первым в по-настоящему серийное производство в 1964 году был запущен четырехтонный грузовик ГАЗ-53А, оснащенный V-образным верхнеклапанным 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Через два года, в 1966 году, в серийное производство было запущено семейство ГАЗ-52 - машина была унифицирована с ГАЗ-53А по базе (3700 мм), новый автомобиль имел унифицированные с грузовиком ГАЗ-53А кабину и оперение, а также раму, элементы подвески и тормозной системы. Однако, силовой агрегат у ГАЗ-52 был рядным нижнеклапанным 6-цилиндровым - взамен 115-сильного ЗМЗ-53 (как у "53-го" семейства) на данную модель устанавливался 75-сильный ГАЗ-52-01. Различия имелись и в главной передаче - она была не гипоидной, как у ГАЗ-53А, а конической.
    Установка на семейство ГАЗ-52 менее мощного двигателя повлекла за собой значительное снижение грузоподъемности, которая ограничивалась величиной 2,5 тонны. Однако в те годы существовало мнение, что именно грузовики подобного класса должны играть наиболее важную роль в народном хозяйстве страны. Действительно, "52-е", предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети, весьма широко использовались в колхозах и совхозах, а на их шасси монтировалось значительное количество специальных надстроек.
    Достаточно важная роль в производственной программе ГАЗа отводилась бортовому ГАЗ-52-03, который внешне почти ничем не отличался от ГАЗ-53А. Разве что, приглядевшись, можно было заметить, что высота деревянной платформы у первого примерно на 15 сантиметров меньше (543 мм против 680). Для безошибочной идентификации, кстати, завод поначалу наносил на боковые борта ГАЗ-52-03 краской обозначение "2,5 т".

    Теперь о внешних отличиях.
    Для ГАЗов семейства 52/53 кабины ВСЕГДА были унифицированы. По облицовке радиатора можно различить четыре основных типа:
    1. Решетка этого типа устанавливалась на опытные автомобили с 1960 года, а также на кабины серийного ГАЗ-52А до 1964 года
    2. С конца 1964 года - общая идея дизайнерского решения первой серийной версии облицовки была созвучна ранней "ЗиЛовской": фары вверху, подфарники - соосно внизу. Этот тип соответствовал первым автомобилям семейства ГАЗ-52, а также моделям ГАЗ-52-01, ГАЗ-52-02, ГАЗ-52-03 и ГАЗ-53Ф. Даный вариант представлен на рисунке слева.
    3. С 1975 года - подфарники перемещаются вверх и располагаются соосно над фарами, а облицовка получается как бы с "улыбкой" (на фото в центре).
    4. С конца 1984 года появляется очередная, последняя, версия облицовки - отверстия решетки вытянулись, поворотники сместились каждый ближе к своему краю (на фото справа). Также стал устанавливаться несколько измененный передний буфер без верхней подножки-накладки.
    Все выпускавшиеся на протяжении этих периодов модификации автомобилей последовательно проходили модернизации внешнего вида. Поэтому сегодня мы можем встретить, к примеру, ГАЗ-52-03 со всеми тремя вариантами оформления решетки. колесный диск семейства ГАЗ-52 колесный диск семейства ГАЗ-53
    В 1978 году на крыше кабины появляются штампованные ребра жесткости и дополняется цветовая гамма машин голубым цветом. До этого момента семейства 52/53 окрашивались в светло-желтый песочный и защитный хаки. В 1960-ых - начале 1970 годов использовались также цвета "кофе с молоком" и "морская волна". Следует отметить, что в отличие от семейства ГАЗ-53, облицовка радиатора третьего типа на которых окрашивалась в светло-серый цвет, автомобили ГАЗ-52 всегда имели решетку радиатора одного цвета с кабиной и оперением.
    С 1986 года на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру оранжево-прозрачными рассеивателями - "подфарниками" (указатель поворота/габарит) нового типа.
    Кроме того, внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверствиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получили более привычные нам (и более "грузоподъемные") с тремя отверствиями, размещенными под углом 120 градусов. Следует отметить при этом, что колесные диски на семействах 52/53 являются взаимозаменяемыми и единственным достоверным различием между семействами является марка установленного двигателя.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 31 июля 2007 года